6066
19 августа 2024
Рустам Вафеев, архитектор и краевед, Уральск, в материале использованы архивные снимки и фотографии автора

Уральский Арбат. Как сделать его лучше

Пешеходная улица может снова стать местом притяжения для горожан

Уральский Арбат. Как сделать его лучше

20 лет назад на территории вырубленного Фурмановского сада появился торгово-развлекательный центр. На открытие пригласили самого Елбасы. Вскоре акимат вопреки городскому генплану вывел из зоны общего пользования соседний Рыночный сквер, также передав территорию под застройку. С потерей прилегающих зеленых зон старейшая пешеходная улица Уральска местный Арбат, оказался обескровлен. Городскому общественному пространству был нанесен невосполнимый урон. В этом материале архитектор и краевед Рустам Вафеев анализирует нынешнее состояние Арбата.

Историческая Туркестанская площадь появилась в Уральске в середине XIX столетия, на месте снесенных городских укреплений. Понимая градостроительное значение обширного пространства, дореволюционные городские власти не позволяли застраивать его рядовой застройкой, последовательно развивая общественные функции. Так в разные годы на территории площади появились театр, триумфальная арка, Пушкинский народный дом с читальней, городская столовая для малоимущих горожан, Торгово-промышленный банк и биржа, Казанская и Предтеченская церкви. Круглый год здесь устраивались ярмарки, народные гуляния и цирковые представления, шумела уличная торговля.

В советский период поделенная на части площадь продолжала сохранять и развивать функции общественного центра города. В 1930-х годах у снесенной арки устроили сад и памятник Ленину. В 1940 году Пушкинский народный дом реконструировали в драматический театр. В послевоенное время на месте бывших торговых палаток разбили Фурмановский сад. В 60-е годы у городского рынка появился Рыночный сквер.

После реконструкции московского Арбата в 1986 году столичный опыт стал активно тиражироваться в регионах. Тогда же в Уральске появилась первая в городе пешеходная улица - уральский Арбат. Она была создана между главной площадью и центральным рынком на участке Театральной улицы (ныне Нурпеисовой), бывшему южному проезду Туркестанской площади.

Пешеходная зона логически объединила все общественные объекты, скверы и сады в единое пространство. Первый пешеходный участок был организован на 1/3 длины улицы, это почти 600 м. В проектах рассматривалось продление Арбата в оба конца. В перспективе существовала возможность пробивки застроенных окончаний Театральной улицы с выходом в пригородные зеленые ландшафты.

Более или менее осмысленное градостроительное развитие города сменилось в годы независимости хаосом и беспорядком. Потенциал преобразований значимых городских районов постепенно утрачивался. История уральского Арбата наглядно демонстрирует этот процесс. Наиболее катастрофические события развернулись на основной его части. В 2003 году, по решению администрации акима Западно-Казахстанской области Нургали Ашимова, территория Фурмановского сада, крупнейшего общественного пространства в центре города была передана под застройку ТРЦ и иных коммерческих объектов. Официально решение мотивировалось отсутствием у города средств на содержание зон общего пользования. Ввиду негативной реакции со стороны общественности коммерсанты обещали сохранить часть сада, но в итоге этого не сделали.

Фурмановский сад (площадь 3 Га) по своему значению был для Уральска почти тем же, что и Центральный парк культуры и отдыха для Алматы. Это было самое крупное общественное зеленое пространство в центральной, наиболее активной части города. На его территории располагались тематические детские площадки и аттракционы, места тихого отдыха, прогулочные аллеи, фонтаны, кинотеатр «Урал». С 1970-х годов сад все больше приобретал специализированную детско-юношескую функцию. В нем регулярно проводились разнообразные культурные мероприятия и детские праздники.

Удачное расположение сада в самой насыщенной культурно-деловой точке города обусловило его особую популярность и востребованность у горожан. С появлением Арбата, функции сада и пешеходного пространства взаимно дополнились и обогатились. Возник эффект синергии. Утрата сада нанесла непоправимый ущерб качеству улицы и прилегающих районов.

С нулевых годов градостроительные акценты уральских властей сместились на развитие периферийных районов. Следствием этой политики стала постепенная деградация центра, что неизбежно отразилось на Арбате. Он словно застыл в прошлом, все более приобретая провинциальный, запущенный вид. Многие годы власти, не имея комплексного плана развития улицы довольствуются лишь поддержанием текущего уровня благоустройства. Между тем уральский Арбат является старейшим общественным пространством города, экспериментальной площадкой, где методом проб и ошибок отрабатывались разнообразные решения по обустройству городской среды.

Достаточно сказать, что все современные пешеходные улицы и бульвары в новых районах города строятся с оглядкой на старый Арбат. При этом копируются и недостатки. На осмысление накопленного опыта у городских властей не хватает ни времени, ни компетенций. Попробуем отчасти восполнить этот пробел, рассмотрев основные компоненты уральского Арбата. Этот анализ тем более интересен, поскольку демонстрирует опыт организации пешеходных зон в областных центрах страны.

Функциональное зонирование

Грамотное функциональное зонирование и вообще многофункциональность – залог полнокровной жизни общественного пространства. Как уже отмечалось выше, Арбат и Фурмановский сад работали в своеобразной связке, удачно дополняя друг друга, осуществляя разнообразные функции. Просветительские и культурные мероприятия, спорт, детские зоны, тихий отдых, торговля и услуги – все это присутствовало, было ориентировано на разные группы населения. С утратой сада большая часть общественных функций исчезла. Какое-то время горожане по привычке приходили на Арбат, но ничего интересного для себя не находили. Улица стала пустеть.

В ответ власти стали предпринимать попытки разнообразить функционал. Так в 2017 году по программе Национального олимпийского комитета на Арбате открыли площадку для занятий уличным воркаутом. Небольшой набор типового спортивного оборудования неудачно установлен вместо газона прямо на пешеходном транзите. Однако это все же лучше, чем ничего, площадка живет и востребована.

Площадка для воркаута

Гораздо хуже ситуация с предложениями для детей младшего возраста. Если в прошлом половина города приводила малышей специально в Фурмановский сад на тематические детские площадки и аттракционы, то нынешний Арбат юному поколению не предлагает ничего.

Не лучшая ситуация со зрелищной инфраструктурой. В 2022 году, в Театральном сквере, прилегающем к Арбату по программе так называемого «народного участия», устроили летний амфитеатр. В Уральске народность данной программы заключается в подаче населением идей. Выбирает и реализует проекты городской акимат, без участия инициаторов. С проектом можно было согласиться, если бы не одно но.

Амфитеатр установили на месте ранее демонтированного фонтана. В советское время этот небольшой уютный сквер с плакучими ивами украшал фонтан, утраченный в годы развала городского хозяйства. Фонтанов и вообще водных затей нынешнему Арбату катастрофически не хватает. Амфитеатр же, вопреки ожиданиям не востребован и пустует. Необходимость восстановления фонтана очевидна.

С 1953 года и до развала СССР на Театральной улице функционировал кинотеатр «Урал». После соответствующей реконструкции он мог бы вполне успешно выполнять разнообразные зрелищные функции. Но городские власти продали кинотеатр вместе с частью Фурмановского сада. Собственники устроили в здании питейное заведение, а сад вырубили.

При выраженном дефиците востребованных рекреационных функций, гипертрофированное развитие получила торговля. На месте ликвидированного Фурмановского сада появился крупный ТРЦ «Атриум, а взамен сгоревшего исторического магазина «Каменный» -ТРЦ «Oral Park». Однако их появление не обогатило улицу. ТРЦ самоизолировались от Арбата, паразитируя на пешеходных потоках. Вопреки ожиданиям не восполнили торгово-развлекательную функцию небольшие кафе и магазины, разместившиеся в исторической застройке южного фронта улицы. Ассортимент предлагаемых ими услуг скуден и примитивен, не соответствует статусу места.

Историческая архитектура

Особенностью уральского Арбата является историческая архитектура. Южный фронт улицы в основном формируют торговые ряды и постройки бывшей Туркестанской площади. Парадоксально, казалось бы, изначально созданная для торговли инфраструктура пока не нашла полноценного развития. Потенциал реализуется в лучшем случае на 30%.

Часть исторических зданий, включая уютные небольшие дворы, остается неблагоустроенным жилым сектором. Советский проект Арбата предусматривал расселение старого фонда и развитие дворов как части уличного пространства. Но постепенно эти планы забылись.

Исторические здания не взяты под охрану государства, разрушаются и искажаются собственниками. Так здание бывшего кинотеатра «Урал», построенное в 1953 году в стиле национального советского классицизма, не взято под охрану и грубо искажено собственником. Владелец кафе «Эллис» вовсе снес исторический магазин XIX века. Другое здание торговых рядов позапрошлого века при попытке реконструкции лишено кровли и заброшено. Помимо самого Арбата исторические здания с интересной архитектурой и декором, сохранились в визуальной доступности прилегающих кварталов. Однако, не состоя под охраной, они искажаются и сносятся.

Историческое наследие – неразрешимая проблема Уральска. Большая часть архитектурно ценных исторических зданий не имеет охранного статуса. Действующий Закон об охране культурного наследия РК не предусматривает обязанность собственника выявлять и ставить свои объекты под охрану государства. А раз здание не является по бумажке памятником, собственник волен делать со своим имуществом все, что заблагорассудится. Соответственно, для уральских властей проблема не существует в принципе.

Дизайн и благоустройство

Визитной карточкой современных общественных пространств является дизайн и благоустройство. В этом плане уральский Арбат застрял где-то в далеких 90-х. Примитивная садовая мебель, странного вида обветшавшие арт объекты, разваливающиеся фонари и мощение составляют современный антураж улицы. Время от времени власти пытаются оживить среду новыми арт объектами привлекая местных умельцев.

Однако их низкое художественное качество лишь усиливает тоскливое впечатление. Нелепый «памятник» тенге, сварной ретро автомобиль и рак у театра удивляют скудостью фантазии и выбором тем. Богатейшая история города, двухсотлетняя память места, старинной Туркестанской площади, словно не существует. Экологическое воспитание населения и вопросы устойчивого развития представлены на Арбате контейнером в виде бутылки, забитой пластиковыми отходами.

Для воспитания любви к малой родине задействованы монументальные средства, но каким-то странным образом. Заложенные проемы полуразрушенных исторических торговых рядов разрисованы обманками-муралами с пасторальными сюжетами и видами городских достопримечательностей. Воспитательно-патриотическую тему поддерживает ряд информационных стендов с портретами и биографиями почетных граждан Уральска последних десятилетий. Качеству малых форм и арт-объектов соответствуют пестрые аляпистые вывески магазинов и кафе. Коммерсанты, не ограниченные городскими регламентами, продвигают свои услуги не считаясь со стилистикой исторической архитектуры и статусом места.

Несколько лет назад акимом ЗКО Искалиевым был громко презентован специально разработанный в Алматы для исторического центра города дизайн код. Логично было бы для начала обкатать его именно на Арбате, где визуальный контакт пешеходов с объектами городской среды максимален. Однако городские деньги оказались потрачены впустую, со сменой областного акима о дизайн коде забыли.

И все же есть достойный интереса опыт. Другой аким ЗКО Б.Измухамбетов, возглавляя ЗКО в 2008-12 гг. устроил мастер класс по скульптуре. Художники из разных регионов получили средства и возможность творить без тематических ограничений. В качестве материала был использован местный камень ашарит. В короткий срок скульпторы сотворили множество интересных работ, некоторые из них вполне могли бы украсить не только областной центр. Эти арт объекты по-настоящему оживляют уральский Арбат и другие улицы, показывая доступные пути улучшения эстетики городской среды.

Говоря о дизайне, нельзя обойти ландшафтную архитектуру.Без нее современные общественные пространства немыслимы. В условиях знойного уральского лета актуальность зеленой архитектуры возрастает многократно. С исчезновением тенистого Фурмановского сада с фонтанами и пестрыми клумбами, Арбат словно выцвел. Практически весь комплекс современного озеленения улицы — это наследие советской поры. Если Театральный сквер (ныне сквер Шолохова) представлен качественным декоративным озеленением – плакучими ивами, березами и пирамидальными тополями, то рядовая обсадка улицы состоит в основном из невзрачных карагачей. Часть деревьев находится в предельном возрасте. Сказать, что местный бюджет или климат не позволяют что-то более стоящее, было бы неверно. Город тратит большие средства на озеленение, ассортимент высаживаемых пород разнообразен.

При акиме Кульгинове большемерные каштаны, клены и ели закупались в европейских питомниках. Однако Арбат это все как-то обошло стороной. Флористическое оформление крайне скудно, не дотягивает даже до советской поры. Комплексное ландшафтное преобразование улицы - давно назревшая необходимость, как и модернизация системы полива. Здесь сохранилась старая арычная система, характерная для исторической части города. Вот уже девятый десяток лет в летнее время в нее подается уральская вода, в другое время она собирает мусор. Необходимость арыков - вопрос дискуссионный. Они съедают значительную площадь газонов и тротуаров, требуют постоянного ухода, портят внешний вид, вода фильтруется в подвалы и к фундаментам зданий. Потребность перехода к более современным эффективным системам полива как, впрочем, и водоотведения, очевидна. Арбат мог бы стать наиболее подходящей площадкой для таких инноваций. Однако акимат пока все устраивает, а для населения арыки – привычный антураж.

Активности и аттрактивности

Наличие событий, программируемых или спонтанных, придает общественному пространству жизнь, привлекает горожан. Несмотря на хорошие исходные данные, механизм самовоспроизводства активностей на Арбате не запустился. Летний амфитеатр пустует, художники не рисуют, музыканты не играют, коммерсанты не заманивают публику фестивалями и ярмарками. Не проявляет активность и драматический театр, у которого на Арбате есть своя площадь.

При этом творческих людей и объединений в городе достаточно. Есть и потребность в их творчестве. Не стали центрами активности кафе, рестораны и ТРЦ. Напротив, странным образом они пытаются в буквальном смысле выстроить вокруг себя крепостные стены, как это сделали нынешние владельцы бывшего кинотеатра «Урал».

Возможно такое положение связано с существующим качеством самого Арбата. Будь улица более современной, яркой, адаптированной для уличных перформансов, она привлекла бы и творческую активность. Пока же ее проявляют власти. Действуя по старой накатанной схеме, они мобилизуют подвластные учреждения в дни официальных праздников. В это время Арбат полностью преображается. Гремит музыка, реют флаги, ярмарочные развалы пестрят изделиями местных ремесленников и производителей. Все это предсказуемо привлекает толпы людей. Но праздники кратки, и после официальных гуляний улица впадает в привычный анабиоз.

Новый Арбат и восточный участок Театральной улицы

В 2013 году, после долгих проволочек городские власти удлинили пешеходную зону на 350 м, включив в нее участок Театральной улицы напротив городского рынка и вырубленного Рыночного сквера. Наряду с набережной Урала и площадью Первого президента Новый Арбат был один громких проектов команды акима Кульгинова. Плотность пешеходного потока здесь максимальна, весь южный фронт улицы формируют объекты рынка и торговли. Однако несмотря на эти исключительные данные, полноценного общественного пространства не получилось. Власти ограничились самым примитивным и дешевым благоустройством. На улице отсутствует качественное озеленение, в летний зной она раскалена, зимой продуваема ветрами. Пребывание на ней не доставляет удовольствия. В вечернее время, после закрытия рынка, улица быстро пустеет.

Конечный восточный участок Театральной улицы в 400 метров пока не включен пешеходную зону. Между тем, необходимость этого решения очевидна. Улица с обоих сторон плотно обстроена объектами торговли. Узкие тротуары не вмещают толпы людей, асфальтовый проезд плотно забит паркующимся автотранспортом. Единственный, пока еще свободный зеленый участок в этой зоне представляет собой заброшенную территорию. Вместо устройства здесь столь необходимого сквера, акимат планирует превратить его в очередную парковку. Для завершения проекта Арбата в этой части необходима пробивка Театральной улицы к Перевалочной старице и роще. Сейчас это невозможно из-за неиспользуемой территории, находящейся в частной собственности. В советское время здесь размещалась кожевенная фабрика им. Землячки. Позже предприятие перешло в частную собственность и было ликвидировано. В 2005 году собственник самовольно снес находившийся на этом участке памятник промышленной архитектуры – здание бывшей паровой мельницы Макарова. Объект находился под охраной государства как памятник местного значения. При разумном подходе внушительное шестиэтажное историческое здание из красного кирпича могло превратиться в многофункциональный общественный объект, оживить прилегающий район. Сейчас периодически возникают проекты застройки территории многоэтажным жильем. Но из-за отсутствия особых городских требований, ни один из них не предусматривал продление улицы к лесному массиву.

Западный участок

Помимо восточного направления, существует теоретическая возможность продления Арбата в западном направлении. Начало этому было положено устройством пешеходной зоны на Театральной улице у здания областного акимата. Несмотря на небольшую длину в 130 м и отсутствие каких-либо объектов общественной инфраструктуры, участок получился зеленым и комфортным. Дальнейшему развитию Арбата в западном направлении с выходом к набережной реки Чаган препятствует промышленная зона завода «Зенит» и НИИ «Гидроприбор».

Возникшее по необходимости в годы войны предприятие как опухоль вросло в городскую ткань, поглотив целый исторический район. На участке Театральной улицы, напротив превращенной в заводской склад Предтеченской церкви 1837 года строительства, до недавнего времени сохранялся целый комплекс исторических зданий. При грамотном подходе эти здания вместе с храмом могли бы стать украшением западного продолжения Арбата. Однако они не находились под охраной и были уничтожены девелоперами. Многие годы завод «Зенит» балансирует на грани ликвидации. Рано или поздно жизнь поставит вопрос о целесообразности существования этой последней промышленной зоны в центре города.

Планы редевелопмента территории и восстановления поглощенной части Театральной улицы должны быть включены в генеральный план развития города. Однако власти, имея узкие горизонты планирования, об этом пока не задумываются. И все же история пока не ставит точку в развитии уральского Арбата. Потенциал улицы существует, и он значителен. Причем его реализация автоматически затрагивает давно назревшую реконструкцию прилегающих районов. Необходимо восстановить Фурмановский сад, чего бы это городу ни стоило, пересмотреть план детальной планировки района, задуматься о редевелопменте промышленных зон и территорий, протянуть Арбат на всю длину Театральной улицы, от реки до реки, связав городской центр с прилегающей природой. Однако реализация этих планов в рамках нынешней неподотчетности горожанам городских властей вряд ли возможна.

В заключении стоит отметить, что в мире на фоне бурной урбанизации наблюдается значительный рост интереса к развитию общественных городских пространств. Казахстан, хотя и со значительным отставанием движется в общемировом тренде. Безусловно локомотивами процесса являются столичные центры, где есть соответствующие средства и повышенный запрос к качеству жизни. Гораздо сложнее ситуация в провинции, где также есть потребность к развитию общественных пространств, но этот процесс проходит практически без общественных дискурсов, всецело по инициативе и под контролем местных властей. Складывается парадоксальная ситуация, общественные пространства создаются для городского сообщества, но без его участия. Местные власти безусловно видят столичные тенденции, правда через призму своего восприятия. Попытки следовать «моде» как правило заканчиваются поверхностным подражанием. Копируется форма без содержания, что порождает в свою очередь не жизнеспособные проекты, слабо отвечающие потребностям горожан. В этом смысле уральский Арбат наглядно показывает все плюсы и минусы такого подхода. Очевидно, что качественные изменения возможны только при активном участии горожан и специалистов в реализации подобных проектов. И надо отметить, что запрос на такое участие в провинции растет. Пожалуй, это главный позитивный вывод, позволяющий с надеждой смотреть в будущее.