На прошлой неделе продолжалось активное обсуждение антитеррористических мер, вновь было заявлено о приватизации государственных активов, но также принято решение об увеличении добычи нефти. Вместе с этим она запомнилась задержанием известного оппозиционного журналиста и окончанием миссии МВФ, которая выразила крайнюю обеспокоенность банковской системой Казахстана.
Комитет национальной безопасности
В субботу Комитет национальной безопасности сообщил, что совместно с органами внутренних дел с 13 по 24 января проводил серию спецопераций в Алматы и близлежащих районах Алматинской области. Их итогом стала нейтрализация двух радикальных групп и шести приверженцев религиозно-экстремистской идеологии. Вместе с ними по подозрению в пропаганде, подготовке к участию в терроризме, разжиганию религиозной вражды и незаконному хранению оружия было арестовано 15 человек.
Ведомство пояснило, что при обыске мест жительства задержанных были найдены и изъяты 5 гранат, атрибутика международных террористических организаций, литература и электронные носители информации с религиозным содержанием. Операция стала одной из самых масштабных после назначения Карима Масимова главной КНБ.
На этой неделе комитет также представил проект госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2017-2020 годы. Она должна повысить эффективность борьбы с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма, а также сформировать нулевую терпимость к радикальной идеологии в обществе. Вместе с этим программа предполагает совершенствование системы специальных государственных и правоохранительных органов.
Умирзак Шукеев, председатель фонда «Самрук-Казына»
Во вторник в ходе заседания правительства Умирзак Шукеев заявил, что до конца года фонд «Самрук-Казына» планирует приватизировать 23 компании из 45, которые находятся в списке, опубликованном в 2016 году. За это же время фонд намерен подготовить к выводу на IPO компании «Air Astana» и «Казатомпром». По словам председателя, в первом полугодии должны быть приватизированы сразу 12 объектов. К пяти из них в фонде ожидают интерес со стороны компаний General Electric, Talgo, Alstom, DP World и других.
В начале 2016 года министерство национальной экономики Казахстана уже представляло список из 260 государственных компаний, подлежащих приватизации. Распродажа активов, которая должна закончиться к 2020 году, считается одним из главных антикризисных инструментов казахстанского правительства. Через неё планируется снизить присутствие государства в бизнесе, сократить объемы его субсидирования и восполнить часть потерь бюджета от низких цен на нефть. Перечень приватизации крупных национальных компаний состоит из 52 компаний, включая «КазМунайГаз», «Казахстан Темир Жолы», «Самрук-Энерго», «Казахтелеком», «Казпочту», «Qazaq Air» и другие.
Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана
Во время встречи в четверг министр энергетики Канат Бозумбаев отчитался перед президентом об итогах работы энергетической отрасли и рассказал о планах её развития. По его словам, в 2016 году при плане в 75,5 млн. тонн нефти было добыто 78 млн. тонн за счёт ввода месторождения Кашаган, где за прошлый год успели получить 1 млн. тонн нефти. Назарбаев в свою очередь отметил, что сейчас начата добыча на Кашагане, принято решение о расширении Тенгиза и «решен вопрос» по Карачаганаку. На этом фоне он считает важным увеличить объём добычи и переработки нефти.
В конце ноября Казахстан заявил, что присоединится к мерам ОПЕК по снижению добычи нефти для нормализации спроса на мировом рынке. В середине декабря Бозумбаев заявлял, что страна намерена сократить её на 20 тыс. баррелей в день, хотя и подчёркивал, что этот объём является символическим. По его словам, Казахстан должен лишь дать сигнал рынку, что готов вместе с другими странами поддерживать ограничение добычи. При этом сокращение планировалось произвести за счёт малых и средних месторождений. Однако произойдёт оно естественным образом, поскольку запасы на этих месторождениях иссякают.
Жанболат Мамай, главный редактор газеты «Трибуна»
В пятницу национальное бюро по противодействию коррупции сообщило о задержании известного оппозиционера и главного редактора газеты «Трибуна» Жанболата Мамая. Его подозревают в пособничестве Мухтару Аблязова, которого казахстанское правительство обвиняет в финансовых нарушениях на $6 млрд из-за махинаций с активами БТА банка. По версии следствия, Мамай «отмывал» часть похищенных в БТА средств через свою газету.
Сейчас антикоррупционное ведомство проводит следственные действия, включая обыски места, где могут находиться финансовые и другие документы, подтверждающие факты легализации денег. Его представители также напомнили, что продолжают расследование уголовного дела в отношении Аблязова и других бывших руководителей БТА Банка.
Международный валютный фонд
На этой неделе Международный валютный фонд (МВФ) завершил свою миссию в Казахстане. По её итогам представители института заявили, что главным вызовом для Казахстана остается очистка банковской системы, наводнённой плохими кредитами. Ссылаясь на расчеты агентства Moody’s, в МВФ заявили, что количество проблемных активов в рейтингуемых агентством банках составляет в среднем 37%.
По мнению аналитиков института, значительная доля активов казахстанских банков, которые составляют $80 млрд, приходится на кредиты строительным компаниям, чей бизнес пострадал из-за падения цен на недвижимость. По другим секторам опирающейся на нефтяные доходы экономики ударило снижение цен на сырье, которое привело к замедлению роста ВВП страны до 1% в прошлом году. Хотя в предыдущие 10 лет он составлял в среднем 5,5%. Кроме того, заемщики просрочили погашение 12,2% взятых кредитов. Но аналитики подчёркивают, что показатель может быть гораздо выше, так как признаны не все плохие кредиты.
По мнению главы миссии МВФ в Казахстане Марка Хортона, банки должны признать потери по кредитам, списать их и, при необходимости, влить в свои институты дополнительный капитал. Первый вклад, по его мнению, должны внести частные акционеры банков. И только если этих средств будет недостаточно, а банки при этом будут иметь системную важность, в процесс может вмешаться правительство и Нацбанк. Малые же банки, которые не важны для сектора, могут быть просто закрыты, если их акционеры не предоставят деньги.