5203
22 мая 2024
Алва Омарова, МППЧ, фото 24.kg

Ситуация со свободой прессы в Центральной Азии ухудшается

Колонка от Международного партнерства за права человека

Ситуация со свободой прессы в Центральной Азии ухудшается

В этом месяце организация «Репортеры без границ» (RSF) опубликовала индекс свободы прессы, свидетельствующий о подавлении свободы слова в Центральной Азии. В то время как Туркменистан остается в числе аутсайдеров, показатели Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана резко упали по сравнению с прошлым годом.

Казахстан: 142 место в индексе

Оценка Казахстана снизилась на пять пунктов с 45,87 до 41,11, что свидетельствует об ощутимом ухудшении ситуации со свободой слова в стране. Так, например, защитники свободы прессы опасаются, что закон о СМИ, недавно принятый мажилисом, может быть использован для дальнейшего усиления государственного контроля над прессой, если он будет окончательно утвержден.

Журналисты, блогеры и активисты, критикующие власть, регулярно подвергаются задержаниям и преследованиям.

В прошлом году в Административный кодекс был внесен расплывчатый пункт о наказании за распространение «ложной информации». Эта норма неоднократно использовалась для ущемления свободы слова. К примеру, один активист был оштрафован после публикации в Instagram негативного поста о президенте Касым-Жомарте Токаеве.

В ноябре «Радио Азаттык» также было оштрафовано за распространение ложной информации после указания в одном из своих материалов на то, что Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «возглавляется Россией». После этого министерство иностранных дел приняло решение отказать в аккредитации более чем 30 журналистам, работающим в «Азаттыке». И хотя впоследствии разногласия с министерством были урегулированы, рассматриваемый законопроект о СМИ предоставит правительству новые полномочия для отказа в аккредитации.

В мае Джамиля Маричева, основательница антикоррупционного издания ProTenge, была оштрафована за распространение ложной информации из-за ранее опубликованного поста в поддержку журналистов «Азаттыка», которые добивались аккредитации.

В конце апреля 2024 года журналист Рауль Упоров был оштрафован за использование нецензурной лексики во время прямой трансляции в социальных сетях, в которой он критиковал ограничения на освещение в СМИ весенних паводков в Казахстане. Этот штраф был наложен под предлогом «мелкого хулиганства».

Кыргызстан: 120 место в индексе

Поговорка «из огня да в полымя» как нельзя лучше характеризует нынешнюю ситуацию в Кыргызстане. После нескольких лет закручивания гаек правительство президента Садыра Жапарова еще больше усилило давление на гражданское общество и СМИ. Власти совершили рейды на независимые СМИ Temirov Live и 24.kg, произвели массовый арест журналистов, закрыли по решению суда известный портал Kloop, завели уголовные дела против блогеров и активистов, а также ввели новые репрессивные законы.

Особую тревогу вызывает недавнее принятие так называемого закона об «иностранных агентах», который может быть использован для подавления свободы слова, а также воспрепятствования работе СМИ и правозащитных групп, о чем предупреждали МППЧ и партнеры. Широко критикуемый законопроект о СМИ также находится на рассмотрении.

В 2024 году показатели Кыргызстана опустились в рейтинге RSF с 49,91 до 49,11 балла. И RSF – не единственная организация, которая в связи с недавними событиями негативно отозвалась о политике Кыргызстана в части прав человека. В декабре 2023 года наши партнеры из CIVICUS Monitor ухудшили оценку состояния гражданской сферы Кыргызстана с «затруднительного» до «репрессированного». Кроме того, Кыргызстан был включен в список «стран, переживающих серьезную потерю гражданских свобод», составленный CIVICUS Monitor Watchlist.

Таджикистан: 155 место в индексе

Условия работы журналистов и СМИ в Таджикистане также ухудшились. Значительное падение индекса с 39,06 до 33,31 пункта показывает, насколько плоха ситуация. Журналисты в Таджикистане напуганы. Правозащитник на условиях анонимности сказал нам, что «независимые СМИ и журналисты уже давно перестали быть „сторожевыми псами демократии“. Они больше похожи на больных, беспомощных и испуганных собак, прикованных тяжелыми цепями».

Недавно автор ​​Абдухалил Холикзода, редактор Абдукодир Рустам и издатель Сухроб Раджабзода были осуждены и приговорены к 6,5, 4,5 и одному году тюремного заключения, соответственно. Их признали виновными в разжигании ненависти в связи с публикацией книги («События моей жизни»). В книге рассказывается о простых людях, сталкивающихся с различными жизненными трудностями в современном Таджикистане, в том числе с проблемами коррупции и миграции.

Любому, кто решится даже на минимальную критику властей, грозит наказание. В своем недавнем докладе Комитет по защите журналистов (CPJ) раскритиковал таджикские власти за тюремное заключение журналистов, отметив, что свобода СМИ в стране находится в наихудшем состоянии со времен гражданской войны. По меньшей мере семь журналистов в настоящее время отбывают тюремные сроки от семи до 20 лет. Суды выносили обвинительные приговоры в их отношении с конца 2022 года.

В декабре мы призывали Европейский союз принять действенные меры по защите прав журналистов, блогеров и других лиц в части свободы высказывания, чтобы она не каралась запугиванием и преследованием. Неудивительно, что МППЧ предложила аналогичные рекомендации всем остальным странам Центральной Азии.

Туркменистан: 175 место в индексе

Как и в предыдущие годы, Туркменистан входит в число худших из худших. Он продолжает занимать чрезвычайно низкое место в рейтинге RSF, в силу чего снижение оценки с 25,82 до 22,01 пункта едва имеет значение. Из-за государственной цензуры и жесткого контроля над потоком информации люди в Туркменистане, по сути, отрезаны от остального мира. СМИ работают под строгим государственным контролем, а большинство иностранных новостных сайтов заблокированы.

Интернет-соединение медленное и дорогое по сравнению с мировыми стандартами. Перебои в работе интернета происходят регулярно: наш партнер — Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) — сообщил, что в июне прошлого года доступ к нему практически исчез на несколько дней, что совпало с открытием недавно построенного города Аркадаг стоимостью $3 млрд. Предполагается, что это была попытка пресечь негативное освещение пышных торжеств по случаю открытия Аркадаг-Сити.

Власти также попытались запугать блогеров, предупредив их, что «размещение постов, лайки или комментарии к любому контенту, критикующему власть, могут быть расценены как „антиправительственная деятельность“ и „повлечь за собой негативные последствия, вплоть до тюремного заключения“». Другими словами, большой брат следит за вами.

Узбекистан: 148 место в индексе

Рейтинг Узбекистана в RSF снизился с 45,73 до 37,27 пунктов после того, как многие блогеры и пользователи социальных сетей подверглись преследованиям за высказывания. Некоторые из них были отправлены в тюрьму, некоторые — в психиатрические больницы. Это часть более широкой тенденции, когда власти все чаще преследуют обычных людей, которые не являются блогерами или журналистами, а просто пользователями социальных сетей.

Только в этом году поступили сообщения о том, что не менее 10 человек были приговорены к тюремному заключению за оскорбление президента Шавката Мирзиёева. Некоторые получили тюремные сроки до пяти лет. Это тревожная тенденция, поскольку она усиливает давление на простых граждан, осуществляющих свое право на свободу выражения мнений.

В январе этого года Мирзиёев выступил в Совете безопасности Узбекистана, говоря о необходимости управления местной информационной средой с учетом национальных интересов. «Если мы не возьмем в свои руки создание национального контента, если не будем оценивать происходящие в мире события с точки зрения национальных интересов, мы дадим основание для того, чтобы делать это из-за рубежа. Потому что если мы не удовлетворим потребность людей в новостях, аналитической информации, [информации о] текущих событиях, то это сделают другие. Это совершенно неприемлемо». Руководство Узбекистана явно желает держать СМИ под жестким контролем.

Удручающая ситуация со свободой слова в странах Центральной Азии говорит о том, что необходимо возобновить международное давление на их правительства с целью заставить соблюдать взятые международные обязательства. Свободные СМИ и беспрепятственные общественные дискуссии имеют решающее значение для обеспечения эффективной системы сдержек и противовесов в отношении правящих групп, предотвращения коррупции, непотизма и других злоупотреблений со стороны властей, а также для улучшения условий жизни простых людей в регионе.

Автор – исследовательница Международное партнерство за права человека. МППЧ – это независимая неправительственная организация, основанная в 2008 году и базирующаяся в Брюсселе (Бельгия), МППЧ тесно сотрудничает с гражданскими объединениями разных стран, чтобы привлечь внимание к проблеме прав человека на международном уровне и способствовать соблюдению прав уязвимых сообществ. Более подробную информацию смотрите на сайте МППЧ.

This article is available in English here.