Интервью

Серик Толукпаев, гендиректор Усть-Каменогорской птицефабрики: «Если в 1-й половине года мы страдали от сильного тенге, то во 2-й ощущаем прелести волатильности валютного рынка»

  • 9710
Голосовать
5

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото пресс-службы АО «Усть-Каменогорская Птицефабрика»

Птицеводство, пожалуй, было одним из первых секторов, кто ощутил на себе последствия крепкого тенге. Однако из более свежих новостей становится понятно, что проблемы сектора до конца не решены. Не могли бы вы рассказать об условиях, в которых сегодня находится ваша отрасль?

Я согласен с вами, что последствия сильного тенге мы почувствовали в полной мере. Больше всего давление на рынок мяса птицы было со стороны российских производителей, также частично со стороны Украины и Беларуси. Но сегодня ситуация кардинально поменялась. Мы активно восстанавливаем долю на рынке. Хотя при этом у нас есть достоверная информация, что крупнейшие российские производители готовят на казахстанский рынок отдельную линейку халал-продуктов и не намерены уходить.

Самая основная проблема сегодняшнего дня - это инвестиции и инвестиционная привлекательность отрасли. Птицеводство является очень емкой отраслью в плане инвестиционных затрат. Любой проект промышленных масштабов будет стоить 100 и более миллионов долларов. И при текущем курсе доллара возникает серьезные вопросы его окупаемости.

Недавнее снижение цен на продукцию, которое последовало после проверок комитета по регулированию естественных монополий, по заявлению союза птицеводов, значительно ударило по предприятиям. Даже несмотря на субсидии, многие из них могут оказаться банкротами, если цены на их продукцию не повысятся. Как во всем этом чувствует себя ваше предприятие? Вы, как и все, несете убытки?

Я думаю, сейчас правительство должно выработать одну модель поведения. Министерство сельского хозяйства говорит, что механизм ценообразования должен быть рыночным, с чем я однозначно согласен, а Комитет по регулированию естественных монополий ищет некий «сговор», которого нет и быть не может на открытом рынке.

Если говорить о нашем регионе, мы не ощущали какого-то давления, хотя в целом ситуация неоднозначная. Текущее ценообразование мы проводим все-таки с оглядкой на действия властей.

Как ваше предприятие чувствует себя на протяжении всего года? Пострадали ли показатели доходности и объемов вашего производства? Какими они были по итогам 2014 года и насколько снизились или выросли к нынешнему моменту?

В целом в уходящем году рынок был очень волатилен. Если в первую половину года мы испытывали проблемы из-за сильного тенге, то во второй половине года мы ощущаем прелести уже большой волатильности на валютном рынке. Что, безусловно, мешает работе предприятия.

Об итогах года - мы стабильно успешно движемся и выполнили все стратегические и операционные планы. Серьезных отклонений от бюджета у нас не было. К прошлому году мы приросли как по объему производства, так и по выручке. У нас очень хорошо поставлена система управления, достаточно сильный менеджмент. Он сопоставим с лучшими компаниями России, Украины. Управлять себестоимостью, ценами и брендом мы умеем.

Расскажите о структуре вашего производства. На выпуск каких основных товаров направлено ваше производство? Какова доля импортной составляющей в нем?

Предприятия, входящие в группу компаний «Айтас», заняты в отрасли птицеводства, мясопереработки и растениеводства. Мы вертикальный холдинг, и основное направление для нас – птицеводство, а основная продукция – охлажденное мясо птицы, мы по нему безусловные лидеры.

Кроме того, в этом году у нас были хорошие результаты по мясопереработке. Мы продаем 300-400 тонн колбас и полуфабрикатов в месяц. И в 2016 году планируем эти показатели удвоить. У нас есть серьезные планы по вхождению на южные рынки Казахстана. Наши основные конкуренты – это крупные российские компании: Черкизово, Савва, Микоян. Но у нас есть понимание, что и как делать.

Импортная составляющая в нашем производстве - около 40%. Это часть кормов, премиксы, витамины, ветпрепараты. Если говорить про экспорт, то около 10% нашего сбыта приходится на Российскую Федерацию.

Вы упомянули, что основная проблема вашего сектора сегодня – это инвестиции. Насколько пострадали ваши инвестиционные планы? Не могли бы вы рассказать об основных проектах, благодаря которым ваше предприятие планирует обеспечить рост производства в ближайшем будущем. Насколько эти проекты позволят увеличить его объемы? Какова стоимость этих проектов?

До конца 2017 года мы планируем построить птицефабрику мощностью в 60 тыс. тонн в живом весе в Буландынском районе Акмолинской области. Затраты на неё на первом этапе составят 120 млн. долларов, а на втором – еще 40.

Несмотря на непростую ситуацию на рынке, мы не намерены менять свои планы. ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) и Фонд CITIC Kazyna подтверждают свою заинтересованность в проекте. Через них мы планируем привлечь в уставный капитал компании 40 млн долларов.

Кроме того, мы ведем переговоры с БРК (Банк развития Казахстана) для привлечения заемного капитала.

То есть, никаких сложностей с привлечением финансовых средств вы не испытываете?

В течение 15 лет компания аудируется PricewaterhouseCoopers, листингуется на Казахстанской фондовой бирже и у нас никогда не было проблем с привлечением заемных средств, причем дешевых и на приемлемых для нас условиях.

Сейчас мы используем преимущественно свои средства, заемных у нас немного, порядка 1,5 млрд тенге, и все они номинированы в тенге, что позволяет нам спокойно чувствовать себя в период волатильности. Сейчас мы нетто-кредиторы банков, мы больше размещаем депозитов, чем заимствуем. Через собственный капитал мы планируем покрыть до 60-70% инвестиций. Привлекать заемного капитала нам много не придется.

Какие инструменты могут помочь вам справиться с кризисными явлениями и повысить результативность в краткосрочной перспективе? Возможно, вы рассчитываете как-то менять ценовую политику или пересматривать процесс продаж?

В краткосрочной перспективе рецепты стандартны, и мы их применяем. Это снижение издержек, повышение производительности труда, уменьшение объемов заемного капитала. Все, что нужно в кризис – это сильный баланс и сильный менеджмент.

Меня беспокоит другое. Правительство, на мой взгляд, слишком часто меняет правила игры. Я просто не успеваю их объяснять нашим потенциальным инвесторам. Инвестиции не любят суеты.

При этом все, что нам нужно для реализации проекта – это возможность использовать инструменты, заложенные в Законе об инвестициях, программах «Дорожная карта бизнеса – 2020» и «Агробизнес-2020».

Помогает ли холдинг Байтерек с помощью проекта «Национальные чемпионы» решить ваши финансовые задачи?

Холдинг Байтерек играет ключевую роль в нашем проекте. Через Банк развития Казахстана мы рассчитываем привлечь заемный капитал. Планируем, что Фонд CITIC Kazyna будет участвовать в уставном капитале.

Я думаю, эта помощь будет самой важной из той, что нам необходима сейчас.

А консалтинговую поддержку вам оказывали? Что удалось изменить в процессе производства и реализации товаров благодаря этим консультациям?

Компания McKinsey помогла нам более структурированно подойти к корпоративному управлению в холдинге. Мы усилим свою работу в этом направлении. В ближайшее время планируется вход в нашу компанию крупнейших институциональных инвесторов, которых я упоминал ранее. Это позволит нам еще больше усилить культуру корпоративного управления.

Если говорить о производстве и реализации, то McKinsey, прежде всего, подтвердило, что основное ограничение нашего бизнеса – небольшие объемы производства и недостаток производственных площадок для его увеличения. Что подтвердило актуальность нашего инвестиционного проекта.

Хочу отметить, что птицеводство достаточно специфичная отрасль. И здесь наши знания более глубокие, чем у McKinsey. Мы уже давно привлекаем специалистов мирового уровня в совет директоров компании, в качестве консультантов и операционных руководителей. Эти специалисты участвуют в советах директоров крупнейших птицеводческих компаний мира, к числу которых можно отнести украинский «Мироновский хлебопродукт», российский холдинг «Приосколье», турецкую компанию «Banvit».

Вместе с НУХ «Байтерек» и компанией McKinsey мы прошли этап анализа и построения планов компании. Наступило время их реализации. Что из этого получится – покажет время.

Редактор Власти

Другие материалы по АО «Усть-Каменогорская Птицефабрика»