По сообщению сайта акимата Западно-Казахстанской области, 25 января 2019 года на заседании Регионального совета по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата в регионе были рассмотрены четыре проекта общей стоимостью свыше 30 миллиардов тенге. Один из рассмотренных и одобренных советом проектов предполагает развитие так называемой депрессивной территории в границах бывшего Мясокомбината. Здесь собираются построить крупный жилой комплекс. Для этого нужно снести уникальные объекты – памятники промышленной архитектуры, построенные в 1915-1916 годах.
На протяжении многих лет краеведы и общественные защитники культурного наследия исторического Уральска не раз обращались к властям с просьбой обратить внимание на состояние этих объектов. В сентябре 2013 года, по инициативе общественной организации музей «Старый Уральск», был совершен совместный осмотр комплекса краеведами и чиновниками областной инспекции по охране памятников. Причем для последней, наличие столь большого количества объектов дореволюционной постройки в этом районе города стало настоящим откровением. Тогдашний начальник инспекции Нарынбек Мамаев обещал начать работу по изучению памятников и переводу их под государственную охрану. Однако после его внезапной кончины работа остановилась, состав инспекции полностью поменялся и вопрос был тихо закрыт.
После краха одного из флагманов социалистической промышленности Западно-Казахстанской области — регионального Мясокомбината, его обширная территория вместе с объектами была заброшена на десятилетия. Уральский Мясокомбинат был основан на базе дореволюционных Хладобоен, которые строились как государственный военный заказ в 1915-1916 годы. Тогда в кратчайшие сроки столичными проектными бюро был разработан проект целого промышленно-производственного городка, включавший использование последних достижений строительных и инженерных технологий. На территории комплекса разместились производственные и административные корпуса, жилой городок для обслуживающего персонала, электростанция, водоочистные сооружения. К комплексу протянули отдельную железнодорожную ветку от Рязано-Уральской железной дороги.
В этом комплексе интересно всё: и уникальные промышленные постройки, и первые на территории нынешнего Казахстана примеры благоустроенных многоквартирных жилых зданий секционного типа. Очень выразительно главное здание боен, выстроенное в так называем промышленно-кирпичном стиле. Это целый дворец с двумя кирпичными башнями с щипцовым завершениями, напоминающими колокольни романских соборов. В башнях размещены красивые просторные лестницы с качественным плиточным покрытием. Здание одновременно служило станцией, к его дебаркадеру подходили составы с вагонами-рефрижераторами. Интересны строительные конструкции. Это легкий железобетонный каркас и кирпичные стены с фигурной кладкой. Каркас дал возможность возвести большие пролеты, осветить этажи высокими окнами.
Севернее главного корпуса сохранилось одно из производственных зданий. Здесь железобетонные конструкции выполнены в виде сводчатых оболочек, без опор, перекрывающих большое пространство. Недалеко находятся руины электростанции, котельные – все дореволюционной постройки. В кирпичных завалах и под землей, по-видимому, сохранилось немало остатков технологического оборудования начала ХХ века.
Жилые здания Хладобоен, к счастью, оказались за пределами участка строительства. Но официально памятниками они не являются и не взяты под охрану государства. Это краснокирпичные двухэтажные здания с привычными для нас сегодня секциями-подъездами. Есть лишь одна особенность. Они построены в 1916 году. Квартиры просторные, с высокими потолками и окнами, есть отдельные кухни, в которых сохранились дореволюционные дровяные колонки и радиаторы. Полы лестничных клеток отделаны плиткой, над входами сохранились кованные металлические козырьки.
Комплекс Хладобоен, памятники промышленной архитектуры 1915-16 гг. обречены под скорый снос без изучения и фиксации. Мастерплан типового жилого микрорайона, разработанный проектной компанией K7 Group, не предусматривает сохранение уникальных исторических объектов. И вина в этом, конечно, не проектировщиков. Городские власти, выдавая технические условия на проектирование, не озвучили необходимость сохранения памятников, проведение историко-культурной экспертизы. Уникальные объекты, которые по международной практике могли бы после восстановления и реконструкции стать общественными зданиями, выставочными пространствами, спортивными залами и т.д. будут безвозвратно уничтожены и застроены типовым жильем.
На территории Уральска, одного из старейших городов республики, находится большое количество памятников исторического наследия. Большая часть не изучена и не состоит под охраной государства. Город периодически сотрясают скандалы, связанные с уничтожением исторических зданий и объектов. Если ранее разрушениями активно занимались частные лица, то в последнее к вандализму приобщились официальные власти города.
Так стартовала реновация исторического центра, заключающаяся в точечной замене уникальных, но ветхих исторических зданий на современные безликие постройки. В силу крайнего невежества, отсутствия опыта и квалификации местные власти неуклюже топчутся в хрупком историческом центре как слон в посудной лавке. Официально заявляя о необходимости сохранения исторического наследия Уральска, на практике сами активно его уничтожают или потворствуют этому. Общественный контроль практически отсутствует. Для властей проблемы сохранения исторического наследия города не существует. Органы, подобные областной инспекции по охране памятников, призванные сохранять и изучать исторические объекты, на деле не способны выполнять возложенные на них государством функции. Уральск стремительно утрачивает свою историческую идентичность.
Поддержите журналистику, которой доверяют.