Светлана Ромашкина, Vласть

Полоса препятствий

К чему приведет решение пустить машины на полосы для общественного транспорта

Полоса препятствий

22 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неожиданно поручил правительству и акимату «решить вопрос использования специально выделенных полос вне часов пик и в выходные дни». Министерство внутренних дел отреагировало на это, опубликовав 17 мая проект постановления о внесении изменений. Предлагается по всей стране разрешить автомобилям передвигаться по автобусной полосе, исключение составляет установленный для всех городов единый час пик: с 07.30 до 9.30 часов и с 17.00 до 20.00 часов. В документе никак не объясняется, зачем это сделано, каковы вообще предпосылки такого решения и к чему оно должно привести: должны ли в городах исчезнуть пробки, или, может, таким образом, МВД и президент намерены увеличить количество машин в городах? Как бы то ни было, специалисты по транспорту называют идею откатом назад.

В пояснительной записке к проекту МВД указало, что «реализация данного проекта не требует выделения финансовых средств», что, конечно же, не так. А в пункте №5 «Конкретные цели и сроки ожидаемых результатов» есть только одно предложение: «Целью принятия проекта является исполнение поручения Президента Республики Казахстан, данного на совещании 22 апреля 2021 года». И всё, больше никаких объяснений.

Сразу же после опубликования документа, люди начали оставлять комментарии и ставить дизлайки: пока их больше, чем лайков. Написано больше 50 комментариев к проекту, большинство из них негативные. Казахстанцы в своих отзывах к поправкам предлагают правительству сначала провести исследования и пообщаться с экспертами. Кроме того, многие говорят о том, что на автобусных полосах и так паркуются и ездят автомобили. МВД не смогло навести порядок и вместо этого решило еще сильнее усложнить ситуацию.

Автобусная полоса в Алматы на улице Наурызбай батыра, 18 мая

В целом есть ощущение, что в последние два года в том же Алматы происходит постепенный откат назад в области развития общественного транспорта, безопасности и в обещанном «городе для пешеходов»: повышается скоростной режим, активно строятся новые надземные переходы, велополосы затираются и отдаются под парковку, линию БРТ не могут достроить который год, а о проекте ЛРТ кажется, и вовсе забыли. В столице в феврале убрали автобусную полосу на проспекте Кабанбай батыра, но на днях одну полосу — ту, что в направлении города, решили вернуть обратно, объяснив это тем, что ее отмена негативно повлияла на интервал движения автобусов. Если изменения в законе будут приняты, то и это возвращение, похоже, будет уже лишено смысла.

Что говорят по этому поводу специалисты

Роман Барабанов, специалист по транспорту Urban Forum Kazakhstan:

Огромное количество штрафов поступает от движения автотранспорта по выделенным полосам, это говорит в первую очередь о том, что дисциплина на этих участках хромает, и автомобилисты продолжают нарушать ПДД. Сейчас же, если мы сделаем доступ на выделенные полосы для всех остальных участков дорожного движения, то резко увеличим вероятность ДТП на выделенных полосах, и будет заблокирован и общественный транспорт и весь остальной поток транспорта — в пределах двух полос точно.

Водители общественного транспорта, привыкшие к отсутствию машин на выделенной полосе, не всегда смогут среагировать на появление автомобиля, особенно если он резко перестроится и появится из слепой зоны (что далеко не редкость в наших краях). В итоге будут и пострадавшие, и транспортные заторы, и нарушение интервала общественного транспорта и долгосрочный ремонт автобусов и/или троллейбусов.

Если решение МВД будет одобрено, то БРТ в Алматы превратится в одну большую зону постоянных ДТП и о беспрепятственном движении, что общественному транспорту, что частным автомобилям придется забыть. Маршруты ОТ пострадают на всем протяжении, а не только на отрезке с выделенной полосой, так как затрудненное движение потом сказывается на интервале движения всех автобусов маршрута по цепочке, а это значит, что снизится привлекательность общественного транспорта

Скорая помощь и другие экстренные службы будут опаздывать туда, где они больше всего нужны.

Например, в Алматы выделенные полосы проходят почти по всем магистральным улицам. Выделенная полоса на пр. Райымбека ведет в том числе и в огромную больницу в Калкамане, а полоса на Суюнбая помогает быстрее добраться до больницы №4 и до ковидной больницы на РВ-90.

Кроме того, КАП МВД РК не знает, где и на какой улице и в каком городе начинается или заканчивается час пик, поэтому установка для всей страны одного времени начала и завершения разрешения проезда по выделенной полосе не имеет смысла. Кроме того, в черте Алматы, например, есть улицы, где пробки практически всегда. Условно говоря, в 9.30 у нас на аль-Фараби никакого свободного движения нет. (В планах акимата нарисовать там полосу для ОТ — прим. V).

Если дальше посмотреть в суть решения проблемы, то пропускная способность таким способом не решится, и пробки никуда не денутся, из-за тех же ДТП будут те же самые транспортные заторы.

Я не вижу здесь никакого лоббирования интересов, есть просто некомпетентность тех людей, которые советуют принимать такие решения или советуют озвучивать такие решения публично на всю страну.

Я думаю, что сейчас должно выступить экспертное сообщество, специалисты, в том числе организации пассажирских перевозок, те же самые автопарки. При выделенной полосе достаточной длины, у вас увеличивается пассажиропоток и вы экономите время и топливо. То есть, выделенная полоса — это сплошные плюсы для перевозчиков. Нужно подготовить данные по тем же пассажиропотокам по этим выделенным полосам, разницу во времени прохождения отрезков до и после внедрения выделенной полосы, и, наверное, по количеству ДТП, чтобы сравнить эффект. Я думаю, что тяжелых ДТП стало все-таки меньше. В целом количество ДТП с участием общественного транспорта снижается, поскольку его движение становится предсказуемым, когда есть выделенная полоса. Если МВД почитает новости, то поймет, что совершает ошибку.

Сейчас самый простой и наиболее эффективный вариант выступить против этого проекта: пройти по ссылке и оставить свой комментарий, ну и поставить дизлайк.

Елена Ерзакович, независимый эксперт в области развития городского транспорта:

Во время пребывания президента Токаева в Атырау, он произнес загадочные фразы, связанные с выделенными полосами, и эти слова можно толковать как угодно. Совершенно непонятно, с чем это связано и почему министерство внутренних дел вдруг озаботилось этим вопросом. МВД вообще не занимается вопросами общественного транспорта, вопросами стратегического развития, управления или финансирования городских перевозок. Оно осуществляет только технический надзор за состоянием средств регулирования, разметки, за техническим состоянием дорог, а выделенные полосы связаны с более высоким уровнем организацией дорожного движения. Я считаю, что МВД взялось не за свое дело, инициировав эти поправки.

Линия БРТ в Алматы. Фотография Данияра Мусирова

Даже не хочется гадать, к чему могут привести эти изменения. Меня крайне удивили попытки засунуть в регулятивный документ какие-то единые временные параметры действия автобусных полос для всей страны — это, по меньшей мере, некомпетентность разработчиков данного документа. Выделенные полосы, во-первых, функционируют в разных режимах. Во вторых, они вообще по сути разные! Например, в Алматы есть несколько типов выделенных полос, в частности, линии БРТ, которые располагаются на оси и по которым движение общественного транспорта настолько интенсивное в течение дня, что на них не работает правило «часа пик». Мы даже выступали против того, чтобы туда разрешили проезд такси — а такие попытки недавно были. Потому что на линии БРТ просто невозможно осуществлять регулярную посадку и высадку пассажиров такси.

И теперь это новое необдуманное решение может привести к коллапсу вообще всей системы БРТ в Алматы.

Кроме этого, это очень спорный вопрос с точки зрения безопасности дорожного движения и механизмов соблюдения правил дорожного движения. Потому что следить на часах за тем, что вот 5 минут назад нельзя было заезжать на автобусную полосу, а сейчас можно — это затратный и очень спорный механизм, который потребует дополнительных ресурсов, и я не поминаю, кто этим собирается заниматься и кто финансировать возросшую претензионную практику. Государство должно будет потратить дополнительные средства в рамках существующих ГЧП контрактов с «Сергек» и платить специальным службам за то, чтобы они мониторили это, а потом разбирались с нарушителями.

В пояснительной записке к постановлению написано, что это разработано в рамках исполнения протокольного поручения Президента от 22 апреля 2021 г, и понятно, что никто никаких обсуждений в этот короткий срок не проводил и рисков не просчитывал. Поэтому я считаю, что это необоснованное решение. Написано, что не требуется выделения дополнительных финансовых средств, но все понимают, что это не так. Как и любое изменение организации дорожного движения, это требует ресурсы на установку знаков и опять же на механизмы контроля за соблюдением, то есть могут понадобиться дополнительные ресурсы огромных масштабов, особенно в городе Алматы. За чей счет это будет делаться? Конечно же, за счет городского бюджета, и я, например, как налогоплательщик, считаю, что это необоснованные траты, и даже как человек, который ездит, в том числе, и на автомобиле, не хочу для себя таких преференций за счет других участников дорожного движения.

Я надеюсь, что кто-то в аппарате президента посмотрит комментарии людей на эти новости и объяснит инициаторам, что с выделенными полосами так поступать нельзя. А МВД нужно объяснить, что перед тем, как вводить какие-то изменения в ПДД, требуется тщательное научное, технические и экспертное обсуждение и экспертиза.

Я считаю, что этот проект — очень неудачное, непродуманное решение, которое противоречит политике городов, сделавших ставку на развитие общественного транспорта, старающихся быть лучше и в целом ограничивает доступность и приоритет общественного транспорта в стране.

Мы несколько лет идем к тому, чтобы обеспечить соблюдение правил поведения на выделенных полосах всеми участниками дорожного движения. Этот вопрос регулярно обсуждается, буквально на каждом рабочем совещании группы Vision Zero Алматы. В частности, буквально недавно обсуждался вопрос об организации новых выделенных полос. И, конечно, постоянно на контроле вопросы слабого контроля заезда на эти полосы, мы говорим о том, что нужна полная автоматизация контроля и неотвратимость наказания за то, что люди там паркуются и движутся. И я сама неоднократно перед нашими коллегами по совету из административной полиции ставила вопрос о постоянной информационной компании. Не в виде разовых акций, что полицейские поймали столько-то нарушителей и всё. Нужно каждый месяц отчитываться по количеству нарушений, чтобы люди понимали, что их оштрафуют, если они будут пренебрегать правилами, что наказание за это неотвратимо. И что полосы эти созданы не для блажи и не для штрафов, а для того, чтобы общественный транспорт ехал быстрее, соответственно, снижались эксплуатационные затраты и люди экономили время в пути и экономика города развивалась. Весь смысл выделенных полос в том, чтобы люди стали использовать больше общественный транспорт, потому что вы нем быстрее доберетесь из точки А в точку Б, чем на автомобиле.

Я очень рада тому, что люди, наконец, стали высказываться на портале общественного правительства. Посмотрим, что из этого получится. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает, и комитет административной полиции все же изучит этот вопрос и снимет с повестки дня этот законопроект.

Обсуждение проекта поправок завершится 31 мая.