Светлана Ромашкина, Vласть

Альтернативный проект терминала аэропорта Алматы

В нем сохраняется историческое здание

Альтернативный проект терминала аэропорта Алматы

В четверг, 3 июня, был представлен альтернативный проект нового терминала аэропорта. Разработан он архитектором, членом Общественного совета города Алматы Айдыном Акбаем. Этот проект не потребует сноса или переноса исторического здания аэропорта. Парковку предлагается перенести под землю, там же сделать торговый центр, а территорию перед вокзалом озеленить.

Напоминаем, что компания TAV Airports (входит в Groupe ADP) выкупила алматинский аэропорт и намерена построить новый терминал, чтобы сделать воздушную гавань более современной. Еще в феврале 2021 года был представлен проект строительства, стоимость которого оценивается в 150 миллионов евро. Если он будет осуществлен, то общая площадь терминала составит 55 тысяч квадратных метров, а пассажиропоток увеличится до 6 миллионов человек в год. Проблема заключается в том, что планам этим мешает памятник архитектуры — старое, самое первое здание аэропорта, построенное в 1935 году. Компания заявила, что может перенести его в другое место — южнее стоянки VIP самолетов. 17 февраля на общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду заявлялось, что акимат города согласился с идеей переноса здания. Тогда архитектор компании TAV Construction Алим Ахметов рассказал, что перенос планируется начать в июне и это займет 18 месяцев.

Проект нового терминала понравился не всем, и члены Общественного совета Алматы пообещали разработать свой, альтернативный вариант. И вот, наконец, они его показали. По словам члена ОС Марата Шибутова, «то, что предложила турецкая фирма, выглядело не очень, то есть, это обычная квадратная коробка, без особых изысков, без связи со стилем действующего аэропорта, без какой-либо связи с Казахстаном, плюс там нужен был снос-перенос на новое место исторического здания аэропорта и небольшие косметические изменения на площади аэропорта». По его мнению, был выбран экономичный вариант, который рассчитан только на увеличение пропускной способности терминала, максимизацию прибыли инвесторов.

«Но мы же понимаем, что сейчас Алматы — город, который нуждается в туристах, а первое, что видит турист, это аэропорт. Поэтому это здание должно стать знаковым, красивым. Мы потеряли те наработки архитектурного стиля, что были в советском Казахстане, и сейчас у нас своего архитектурного стиля нет. Мы не проводим архитектурные конкурсы, у нас нет вариантов и наши архитекторы лишены возможности участвовать в проектировании очень многих зданий. У нас, как правило, есть диктат очень жадного заказчика, для которого стиль города полная ерунда», — сказал Шибутов перед презентацией альтернативного проекта.

Проект нового терминала разработал член общественного совета, архитектор Айдын Акбай, автор Ледовой арены в Алматы, кроме того, имеющий опыт по проектированию объектов гражданской авиации. Планируется отправить этот проект акиму города и в администрацию президента — к слову, 12 мая Токаеву уже показали проект, разработанный TAV Construction. Тогда компания обещала, что новый терминал заработает уже в следующем году.

Презентуя свой альтернативный вариант, Айдын Акбай акцентировал внимание на том, что необходимо сохранить старое здание аэропорта, построенное в 1935 году: «Мы продолжаем терять свой исторический архитектурный облик, и это отражается на нашей туристической привлекательности. Самое трагичное, что архитектурному памятнику не дают отметить свой 100-летний юбилей: осталось всего каких-то 15 лет. Город имеет право рассчитывать на сохранение своего исторического архитектурного памятника и на развитие аэропорта, одно другого не исключает».

При разработке альтернативной концепции международного терминала приоритетным было сохранение памятника архитектуры, и при этом авторы хотели создать здание, которое стало бы визитной карточкой города. Айдын Акбай описывает концепцию так: «Степь, плавно переходящая в горы».

По замыслу архитектора, новый терминал возводится за старым зданием аэропорта. Сооружению автор хочет придать историческую преемственность, для этого применяются вертикальные элементы фасада здания аэропорта, построенного в 70-х годах и сгоревшего в конце 90-х.

В нулевых на его месте возвели ныне работающее сооружение, которое архитектор предлагает оставить только для внутренних рейсов. Само историческое здание в проекте превратится в ядро всего комплекса, в нем предлагают сделать визит-центр, тематический музей и сувенирные лавки.

Вторая часть концепции связана с изменением прилегающей территории: предлагается разбить зеленый парк на привокзальной площади, которая многие годы выполняет только одну функцию — парковки.

«Таким образом, гостей и жителей города будет встречать ландшафтное пространство, которое сразу же будет характеризовать наш город. Это ультрасовременное решение, все современные вокзалы и аэропорты стремятся вокруг своих зданий сделать активное озеленение. Существующий пандус мы тоже собираемся озеленить. На площади предусматриваются павильоны по обслуживанию населения. Это будет новое общественное пространство для нижней части города. Под площадью мы предлагаем сделать торговый центр и подземный автопарк», — объяснил архитектор.

На территории перед аэропортом приоритет будет у пешеходов, на уровне земли может проезжать только общественный транспорт.

Презентацию проекта можно увидеть здесь