Данияр Оразбаев, аналитик

Возврат к в 80 км/час на Саина, аль-Фараби и ВОАД увеличил аварийность

В 2021 году стало на треть больше увечий, полученных в ДТП

Возврат к в 80 км/час на Саина, аль-Фараби и ВОАД увеличил аварийность

15 января 2019 года была снижена скорость на проспектах Саина, аль-Фараби и ВОАД с 80 км/ч до 60 км/ч — объяснялось, что это делается для уменьшения количества ДТП. В августе того же года новый аким Алматы Бахытжан Сагинтаев вернул прежний скоростной режим.

На прошлой неделе глава МВД Ерлан Тургумбаев в СЦК заявил о том, что акимат города Алматы рассматривает вопрос о снижении скорости на проспекте аль-Фараби. Позже городские власти опровергли эту информацию.

Аналитик Данияр Оразбаев изучил, как увеличение скоростного режима повлияло на количество аварий и пострадавших на Саина, аль-Фараби и «ВОАД» (для удобства будем называть их Малым транспортным кольцом).

Два года назад на фоне возвращения увеличенного скоростного режима на проспектах Саина, аль-Фараби и ВОАД, мы публиковали статистику аварийности. Теперь же, располагая с новыми данными, мы хотим определить какой эффект дало это решение. В этот раз решили использовать для сравнения только последние три года — связано это с массовой установкой камер Сергек с 2019 года. Напомним, что первые 6 камер на Аль-Фараби в тестовом режиме были установлены в конце 2018 года. Эти камеры официально заработали с 19 апреля 2019 года, а дополнительные камеры появились летом 2019 года. Это событие является важным переменным для анализа, так как камеры «снижают скорости», и, следовательно, аварийность, что делает сравнения с предыдущими годами нерепрезентативными. Тем не менее, в любом случае результаты 2015-2018 годов были хуже. Также отметим, что когда скоростной режим составлял 60 км/час, большую часть времени камеры Сергек не работали или были в малом количестве, что в некоторой степени ухудшает статистику скоростного режима в 60 км/час. Тем не менее, несмотря на это, итоговые результаты все равно оказались однозначными.

При сборе информации мы не брали в расчет ДТП на перекрестках типа Саина-Шаляпина, или аль-Фараби-Назарбаева, где вероятнее всего аварии совершались на светофорном перекрестке. Также не брались в учет ДТП на обособленных дублерах вдоль Саина или в районе двух колец около микрорайона «Орбита», где скоростной режим составляет 40-60 км/час. Однако мы взяли в расчет наезды на пешеходов на Райымбека-Саина и Толе би-Саина, так как Саина на этих местах проходит на уровне земли. Это, скорее всего, говорит о том, что пешеходы перебегали проспект Саина, а не Толе би или Райымбека, где на высоких мостах пешеходу делать вообще нечего. Также мы учли ДТП на перекрестках типа Гагарина-аль-Фараби, или Рыскулбекова-Саина (где нет обособленных дублеров), так как выезжающие с второстепенных улиц машины создают конфликт с машинами, которым разрешено ехать со скоростью в 80 км/час. Также отметим, что в статистике собраны только те аварии, где были раненые или погибшие, так как в Казахстане статистику по ДТП собирают только в таком виде.

В итоге же цифры указывают на увеличение аварийности на Малом транспортном кольце после возвращения скоростного режима в 80 км/час. Напомним, что режим в 60 км/час был установлен с 15 января по 26 августа 2019 года. Если сравнивать период с 15 января по 10 июня, то количество раненых возросло с 26 человек (22 ДТП) в 2019 году до 40 человек (30 ДТП) в 2021 году. К сожалению, 2020 год из-за введения карантина не поддается к сравнению в этот период.

Тем не менее, если ради любопытства сравнить показатели за два месяца (15 января – 15 марта), то в 2019 году в ДТП за этот период было ранено 4 человека, в 2020 году — 9, а в 2021 году — 14.

Также отметим, что для появления одного раненого человека в результате ДТП на Малом кольце, в среднем в 2021 году понадобились 3,7 дня, в 2020 году без учета режима ЧП — 4,1 дней, в 2019 году при режиме в 80 км/час — 3,2 дня, а при режиме 60 км/час — 5,6 дней в среднем, что еще раз указывает на негативный эффект высокого скоростного режима. При этом, вероятнее всего, в 2021 году скорость появления новых раненых увеличится за счет сезонности ДТП в Алматы. В среднем с 2017 года (без учета аномального 2020 года), среднемесячная аварийность в апреле-октябре выше аварийности в ноябре-марте на 48%, что, кстати, является еще одним доказательством того, что низкая скорость в городе является важным фактором снижения аварийности.

В заключении скажем, что данный анализ является неполным и сделан на основе открытых источников. В МВД имеются намного больше точных данных, которые можно было бы использовать для более полного анализа. Интересно было посмотреть, как изменилось количество аварий в целом, без раненых и погибших, которые не попали в нашу статистику. Тем более даже сейчас на Малом кольце можно заметить довольно большое количество еще не стёртых нарисованных мелом позиций колес авто, которые попали в ДТП. Будем надеяться, что в акимате Алматы будут проводиться подобные исследования, которые можно будет использовать во благо горожан.