• 19811
Роботы заменяют людей

Тэ Джун Пак, профессор Университета Сунгсил (Южная Корея); руководитель исследовательской лаборатории Human and Complex Technology Systems при Технологическом университете Наньянга (Сингапур) и Университете Сунгсил

Роботы приходят на наши рабочие места. Они уже могут выполнять функции таких вроде бы социальных профессий, как расепшионист, помощник продавца, официант, носильщик и личный ассистент.

Если у вас будет шанс попасть в японский Аэропорт Китакюсю, за стойкой регистрации вы сможете увидеть там робота, сделанного в виде персонажа японского мультфильма «Galaxy Express 999» («Галактический экспресс 999»). Он конечно не способен полностью заменить человека, но может выполнять функции помощника, отвечая на простые запросы. Так что в ближайшем будущем не исключено, что рядом с вами будет работать робот-помощник. А это в свою очередь поднимет вопрос отношений между роботами и людьми на рабочем месте.

В социальных взаимоотношениях – включая те, которые формируются на работе – не связанные с выполнением работы качества, как то индивидуальность, играют очень важную роль. То же самое касается взаимодействий между роботом и человеком. Учитывая то, что люди воспринимают роботов как участников социальных взаимодействий. В связи с этим перед создателями роботов встает новая задача: спроектировать роботов с индивидуальностью. Идея такого антропоморфного дизайна «социальных» роботов уже принята во всем мире.

Но каким должен быть робот? Какова его индивидуальность? Какого робота вы бы хотели видеть сотрудником у себя на работе? Должны ли одни роботы быть серьезными, а другие дружелюбными? Нужно ли роботам также делать перерывы на работе, чтобы пообщаться с коллегами, стоя возле кулера с водой?

Целью моего исследования было подчеркнуть роль стереотипов в отношениях между человеком и роботом. В рамках моего эксперимента участники оценили роботов-охранников с типичными именами и голосами как более полезных, чем роботов с женскими характеристиками. Исследования, проведенные ранее, показали, что общественность предпочитает роботов женского пола для работы по дому.

Отсюда возникает много вопросов в отношении социальных роботов на рабочем месте. Нужно ли, чтобы роботов изготавливали согласно нашим ожиданиям или для того, чтобы продвигать предвзятые стереотипы? Конечно, мужчины тоже могут выполнять работу по дому, а женщины-охранники могут быть даже лучше мужчин-охранников. В таких случаях создание роботов согласно ожиданиям пользователей только еще больше усилит гендерные предрассудки.

В тех случаях, когда у сотрудников есть меньше ожиданий – скажем, когда определенные функции в офисе могут выполнять только роботы – ситуация осложняется. Социальная психология полагается на модели взаимной привлекательности, основанные на схожести и взаимодополняемости.

Чтобы понять, что это значит, давайте рассмотрим межличностные отношения. Вы можете считать человека привлекательным, потому что у вас есть похожие черты характера, такие как точка зрения и индивидуальность. С другой стороны, вы можете влюбиться в человека, который обладает теми качествами, которые хотели бы иметь вы сами. В каких-то случаях два интроверта могут почувствовать притяжение к друг другу. В каких-то – интроверт хочет быть более похожим на экстраверта, и поэтому его притягивают больше экстраверты. Если мы применим эти две теории к отношениям между человеком и роботом, появятся новые вопросы. Должен ли робот-сотрудник быть «наделен» той же индивидуальностью, что и остальные члены его команды? Или он должен существенно отличаться, чтобы дополнять группу?

Любой менеджер знает, что конфликт индивидуальностей может подорвать успех всей команды. Поэтому мы не просто задаемся этими вопросами.

Отношения между роботами и человеком не похожи на межличностные. Но мы можем наблюдать определенные параллели в том, как человек может развивать отношения с искусственным интеллектом. Со временем человеческие отношения эволюционируют. В конечном итоге, то же самое произойдет и с отношениями между человеком и роботом. Но до того момента нужно принять много решений, чтобы понять, какие черты характера мы хотим видеть в роботах.

Наделяя их этими чертами, мы возможно узнаем много нового о себе, а также о том, что мы на самом деле думаем о роботах.

Harvard Business School Publishing Corp.

Перевод Нины Кузнецовой

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые