Это позволит сэкономить до 300 млрд тенге
  • 2620
Оптимизировать на 10% суммы госзакупок предлагает НПП «Атамекен»
фото Жанары Каримовой

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» предлагает оптимизировать на 10% суммы госзакупок, повышать их прозрачность через цифровизацию сферы и усилить общественный контроль. Такие идеи озвучил председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Говоря об эффективной борьбе с теневой экономикой, которая составляет почти 26% ВВП, и коррупцией, Кулибаев отметил, что основной акцент нужно сделать на улучшении таможенного администрирования импорта из КНР.

«Расхождение в зеркальной таможенной статистике по Китаю составляет более $7 млрд. Это означает, что госбюджет только за один год недополучил свыше 300 млрд тенге. Более того, «серый» импорт является основной причиной теневой торговли, которая обслуживает поставщиков контрафакта и не дает развивать отечественное производство основных потребительских товаров. Прогресса в этом направлении можно добиться уже в этом году за счет жестких мер по перекрытию теневых каналов, в том числе через цифровизацию всех таможенных процедур. Основной акцент нужно сделать на улучшении таможенного администрирования импорта из КНР», - отметил он.

При этом, считает Кулибаев, нужно «исключить практику, когда под предлогом борьбы с теневым оборотом ужесточается контроль в отношении добросовестных предпринимателей».

В вопросе повышения эффективности системы государственных закупок глава президиума нацпалаты считает необходимым оптимизировать суммы госзакупок.

«В прошлом году общий объем госзакупок составил 4,4 трлн тенге, из которых 75% закуплено без конкурса, то есть из одного источника. По данным нашего Центра мониторинга, разница цен по некоторым товарным позициям между закупом по конкурсу и закупом из одного источника доходит до 30%. Предлагаем оптимизировать на 10% суммы государственных закупок, что позволит сэкономить до 300 млрд тенге. Такую же работу можно провести в закупках квазигоссектора. В этих условиях критически важно повышать прозрачность через цифровизацию сферы закупок и усилить общественный контроль», - пояснил Кулибаев.

Также он отмечает, что сфера земельных отношений на сегодняшний день «непрозрачная и коррупционная», основной проблемой является отсутствие информации о земельных участках. По его информации, в прошлом году в частную собственность в населенных пунктах предоставлено более 17 тыс. участков, но лишь 1 тыс. из них – через торги.

«По опросным сведениям из регионов, каждый третий предприниматель сталкивается с коррупцией», - заявил Кулибаев, подчеркнув, что «акиматы обязаны размещать на интернет-ресурсах информацию о предоставленных земельных участках, однако не во всех регионах соблюдаются эти требования».

В этой связи «Атамекен» предлагает совместно с акиматами до конца 2019 года завершить оцифровку информации о земельных участках.

«Бизнесу нужен понятный план сельскохозяйственных угодий – где расположены пашни, сенокосы, пастбища и т.д. По каждому району должна быть оцифрованная информация о свободных участках и данные о деятельности земельных комиссий по рассмотрению и распределению земельных участков. В результате бизнес все решения сможет принимать удаленно, не обивая пороги акиматов», - считает глава президиума палаты.

«Следующим шагом на пути искоренения коррупции», по мнению НПП, «станет полная цифровизация государственных услуг, а также создание компактного, профессионального и высокооплачиваемого госаппарата».

«Дальнейшие шаги в этой сфере будут связаны с автоматизацией контроля, который будет сосредоточен только на нарушителях. Также ведется работа по передаче госфункций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. В результате будет и дальше сокращаться количество и штат госорганов. К примеру, сейчас при 14 министерствах функционируют 45 комитетов, при каждом акимате – до 26 управлений. Это болезненная, но важная мера. Однако она позволит существенно повысить зарплаты эффективным и профессиональным служащим в министерствах и акиматах, сократить формализм и бюрократию, побороть коррупцию», - отметил Кулибаев и привел в пример, что в Швеции и Сингапуре масштабная борьба с коррупцией началась с существенного роста зарплат госслужащих, которая превышала зарплаты рабочих специалистов.

«Стоит также подумать над введением уголовной ответственности за незаконное обогащение госслужащих, как это рекомендовано Конвенцией ООН против коррупции. Если госслужащий или члены его семьи не могут доказать источник происхождения своих доходов, то это следует расценивать как признак коррупции», - продолжил Кулибаев.

При этом он подчеркну, что «нельзя забывать про снижение участия государства в экономике».

«Приватизация объявлена, но поставленная задача не решается. В рамках второй волны продано объектов всего на 321 млрд тенге, в то время как активы только «Самрук-Казына» составляют порядка 25 трлн тенге. При этом надо понимать, что продажа только небольшой части акций госкомпаний частным инвесторам не может означать снижение их роли в экономике, поскольку контрольный пакет остается у государства. Сейчас для госкомпаний законодательно разрешено 348 видов деятельности. Зачастую госпредприятия представлены в конкурентных сферах экономики, таких как перевозка, логистика, торговля. По этой причине даже после проведения приватизации государственный сектор продолжает обрастать неэффективными активами, как это было ранее. По данным министерства финансов, предпринимательством занимаются 6,6 тыс. квазигоссубъектов (госпредприятия, ТОО, АО). Нужно сократить перечень законодательно разрешенных видов деятельности для государства, как минимум в 2 раза», - считает он.

Кулибаев проинформировал, что до июля 2019 года должен быть подготовлен исчерпывающий перечень республиканских, коммунальных, квазигосударственных организаций с госучастием, которые необходимо сохранить в госсобственности.

«Все, чем может заниматься частный бизнес, должно быть передано в конкурентную среду. По остальным организациям нужно разработать план приватизации, с указанием конкретных сроков по каждому объекту», - заключил он.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики