Etage: Мы брали вдохновение в прошлом, а не в настоящем

Светлана Ромашкина, Vласть

Самый необычный казахстанский журнал Etage появился летом этого года. Затем возник слух, что это франшиза. На самом деле издание создали сотрудники одноименного дизайн-бюро, получившие западное образование и вернувшиеся в Казахстан для того, чтобы сделать страну лучше. И они обещают, что журнал это лишь небольшая ступенька, лишь часть большого плана.

О встрече с редакцией журнала мы договаривались несколько недель. «Мы сейчас в Японии, давайте пообщаемся после нашего возвращения». «Сейчас у нас съемки на Байконуре!» Я уже начинала потихоньку завидовать мобильности редакции Etage, как, наконец, нашлось «окно» и мы встретились.

Если вы держали в руках хотя бы один номер журнала, то вы, должно быть, знаете, с какой любовью к старой Алма-Ате он сделан. Поэтому, собираясь в гости, я ожидала увидеть офис в «золотом квадрате». Но на присланной схеме проезда был обозначен район Абая-Тлендиева.

Главный редактор Etage, дизайнер Карина Сомерсет начала с экскурсии по офису редакции:

— Вот здесь у нас кухня, а здесь мы собираем инсталляции для выставок, ведь Etage это еще и дизайнерское бюро, здесь работаем, собираемся. Для нас важна была не локация, мы хотели найти большое пространство, где можно было бы творить. Здесь у нас 200 квадратов, высокие потолки, мы делаем инсталляции, все монтируем, здесь же находится редакция журнала. Эта часть города тоже будет развиваться. Рядом скоро откроют новую станцию метро, океанариум. Честно говоря, не вижу смысла находиться в центре города, ведь это не тусовка, это место для работы. Мы не хотели иметь пространство, которое не посвящено работе.

Арыстан Аренов, арт-директор добавляет:

— Очень удобно, что здесь нет машин, людей, кофеен, нет соблазна пойти в Кофеделию.

Мы все смеемся. И правда, из соблазнов здесь есть только детская площадка во дворе.

Всего в редакции работают 7 человек. Подготовка к первому выходу журнала заняла почти год. В июле 2013 года начали собирать контент, первый номер вышел только летом 2014-го. Карина несколько раз подчеркивает, что это проект не одного человека, а команды. Все решения принимаются коллегиально, каждый номер имеет единую тему, концепт. При этом никто из команды прежде никогда не работал в журналах, но для Etage это скорее плюс, чем минус. Это дает некоторую свободу для маневра и делает издание непохожим на все то, что может предложить печатный рынок страны.

— Я получила образование за рубежом, вернулась сюда и не знала чем заняться. Я искала дело, которое позволило бы мне развиваться, - рассказывает Карина Сомерсет. - Возникла идея создать журнал, но не глянцевый, а о дизайне, культуре, искусстве. Сейчас в Казахстан завозится огромное количество разных брендов: одежды, мебели и т.д. Но все равно поколение, которое сейчас растет, очень сильно отличается от европейского и мы не могли понять, в чем проблема. В том, чтобы зайти в интернет и найти информацию? И потом мы решили сделать такое издание, которое будет культивировать новое сознание. Жибек Сейфуллина (редактор) и Наташа Тян (выпускающий редактор) меня поддержали, ребята все уволились со своих работ. Нашли арт-директора Арыстана Аренова, долго уговаривали его уйти из рекламного агентства. Все пошли за идеей, не за деньгами. Мы говорим: приходите к нам, реализуйте свои идеи! Никто не хочет сидеть и делать одно и тоже. Каждый из нас хочет быть в постоянном движении, в развитии. Нам предлагали франшизу, но нам это неинтересно, потому что в таких проектах всегда есть рамки. У нас в Etage их нет. Если есть наболевшая тема, и мы пытаемся обратить на нее внимание.

Название Etage пришло легко, хотелось, чтобы оно было простым и было созвучно на иностранном языке. У этого слова и правда хороший, удачный смысл. Словно редакция с выходом каждого нового журнала приглашает своего читателя на новый этаж, на новый уровень. У Etage нет привычных номеров, они обозначаются как тома: сейчас на подходе Том III. И это неспроста: во время создания издания команда вдохновлялась не журналами, а книгами.

— Мы смотрели много изданий по дизайну, например, детские советские книги, советские постеры. Смотрели, что мы оттуда можем взять, - вспоминает Карина. - Мы понимали, что вдохновение надо брать в прошлом, а не в современности.

У Etage 250 страниц, и редакция старается избегать глянцевых тем: никакой светской хроники, косметики и советов, что носить в этом сезоне. Главное - творчество, люди и мироощущение. И иногда стихи. Это журнал, который приятно хранить дома и перечитывать под настроение.

Etage печатается в Алматы, бумага (тоже не глянцевая!) заказывается из-за рубежа: первый тираж отпечатали из финской бумаги, второй – из китайской. Именно бумага – одна из самых больших проблем редакции.

— Казахстан так расположен, что с точки зрения логистики очень сложно доставить большой груз. Перед каждым выпуском мы думаем о том, как решить проблемы с доставкой бумаги, - рассказывает Наталья Тян.

Та, цена, по которой его продают, это только часть его стоимости. Редакция пытается балансировать за счет дизайн-студия и других проектов.

— Мы могли поставить цену, которая бы окупала журнал. Но тогда Etage был бы дорог для среднестатистического читателя, - объясняет ценовую политику Карина. - Когда мы продавали первый номер, к нам приезжали со всех районов Алматы, с окраин города. Мы идем навстречу своему читателю. Наша политика такова – все читатели должны позволить себе покупку издания. Есть люди, которые отправляют журнал за рубеж и говорят: «Смотрите, это делают ребята в Казахстане». И это очень приятно. Часто говорят, что это иностранное издание, и их не смущает, что у нас много материалов про Казахстан. Мы бы не хотели говорить, что это журнал, который делают дизайнеры. Его делают люди, которые любят свое дело. Мы хотим больше, и мы знаем, куда мы идем. Мы не рассказываем о певицах и актрисах, мы рассказываем о медках и космонавтах, о людях, о которых надо знать, но о которых никто не пишет. Мы хотим делать много социальных проектов для города, для его развития. Мы приехали сюда с конкретным планом: сделать здесь жизнь лучше, привнести что-то, что нравилось нам в других странах.

Еще одна интересная задача Etage – показать молодым людям, которым сейчас по 20-25 лет, другую Алма-Ату, которую они в силу своего возраста не знали и не видели. Поэтому в журнале так много архитектуры и архивных фотографий.

— Архитектура - это моя любимая тема, в Алматы очень интересное архитектурное наследие, - рассуждает Арыстан. - И мы хотели бы обратить внимание на проблемы города. То, в каком состоянии сейчас наш город и куда он идет, это совсем плохо.

Почти вся команда Etage учились (жила) за границей, но ни у кого из них не было желания там остаться:

— Я жила 6 лет в Париже, и я часто туда возвращаюсь. Мне было сложно вернуться в Казахстан. Но разница вот в чем: когда ты возвращаешься и ничего не делаешь, тебе тяжело, - рассказывает Карина. - А когда ты делаешь то, что тебе нравится, и каждый день встречаешь людей и получаешь знания, желание вернуться проходит.

— Чужая страна - это чужая страна. Нам повезло, что у нас есть возможность жить и работать в нашей стране над проектом, который нам нравится развивать, - рассуждает Наталья.

— Ты можешь поехать в другую страну, где все лучше, но кто здесь будет делать лучше?

После этого аргумента Арыстана вопросов о том, стоило ли возвращаться в Казахстан не остается.

P.S. Журнал Etage участвует в голосовании в номинации «Проект года». Голосование здесь.

Фото Айнур Оспановой

Свежее из этой рубрики
Loading...