207 дней: депутаты подвели итоги парламентской сессии

Cофья Пашкова, Астана, Vласть

Сегодня парламент торжественно завершил работу третьей сессии пятого парламентского созыва. На совместном заседании депутаты подвели итоги своей работы. С кратким отчетом перед коллегами выступил спикер мажилиса Кабибулла Джакупов.

По его мнению, именно сейчас парламент перешел некий экватор в своей работе. Спикер отметил, что работа депутатов была весьма плодотворной: с начала сессии на рассмотрении парламента находилось 154 законопроекта, из них 114 законопроектов внесло правительство, 11 — депутаты, 29 законопроектов перешло с предыдущей сессии. В третьей сессии парламент принял 104 закона, из них 4 инициировано депутатами.

«Итоги работы парламента говорят о профессионализме, общности ценностей и высокой ответственности за будущее страны, всего нашего депутатского корпуса, независимо от политической и партийной принадлежности, — заявил Джакупов.

— И это для нашего государства играет огромную роль.
Однако продуктивность парламента могла бы быть намного выше — если бы были решены застарелые проблемы, существующие в сфере законопроектной деятельности. Спикер пояснил, о каких проблемах идет речь:

«Во-первых, это наблюдаемое из года в год недостаточно приемлемое качество законопроектов, вносимых правительством. Несомненно, по сравнению с прошлым периодом, качество несколько улучшилось, но пока не виден даже горизонт совершенства. За время работы пятого созыва правительством в мажилис внесено 267 проектов законов, 43 из них возвращено обратно из-за несоответствия законопроектов установленным требованиям. Из внесенных правительством в течение третьей сессии 114 законопроектов лишь 38% полностью отвечали всем предъявляемым требованиям».

Еще одна «явная проблема» — это межведомственная несогласованность. «Зачастую разработанный профильным госорганом проект согласовывается другими ведомствами формально. И только в рамках рабочих групп в парламенте начинается детальный анализ реального положения и последствий принятия тех или иных норм, проблем межсекторального взаимодействия. В результате документ перерабатывается на 70-80%, а в отдельных случаях почти полностью.

К примеру, так случилось с проектами законов «О персональных данных», «Об органах внутренних дел», по вопросам противодействия деятельности финансовых пирамид. Полностью переработан законопроект «О гражданской защите», — отметил Джакупов.

Грешат наши госорганы и банальным копированием: спикер отметил, что нередко разработчик переписывает нормы зарубежных законов, без учета национального законодательства. В частности, «многие нормы проекта закона „О персональных данных“ дублировали нормы аналогичного закона одной из стран СНГ, а противоречили всем кодексам и 27 законам Казахстана, и в результате депутаты вынуждены были полностью переработать законопроект».

«В разряде вечных проблем остается аутентичность текстов проектов законов на государственном и русском языках, — констатировал Председатель мажилиса. — Достаточно констатировать, что это стало причиной возврата 10 из 13 направленных на доработку в правительство проектов законов.

Приведу всего лишь два факта. За годы независимости принято около 2,5 тысяч законов. Однако за эти 23 года правительство ни один первоначальный текст законопроекта не был разработан на государственном языке, а депутатами на государственном языке было инициировано лишь два законопроекта». По его мнению, хорошим вкладом в развитие государственного языка стала бы разработка парламентом проектов законов на государственном языке. При этом, заметил спикер, зачастую «одной из причин того, что законы пишутся изначально только на русском языке, а потом худо-бедно переводятся на казахский язык, называется нехватка отраслевиков-юристов, владеющих государственным языком».

«По данным министерства образования и науки, в 2013 году число выпускников вузов, обучавшихся на казахском языке по всем специальностям составило более 85 тысяч человек, а в 2014 году — более 89 тысяч. При этом за последние два года выпущено 4,2 тысячи юристов, обучавшихся праву на казахском языке. Где они все?», — удивился он.

Спикер также предложил рассмотреть вопрос о создании национального научно-исследовательского института законодательства. Причем, с учетом того, что 90% законопроектов поступает от правительства, целесообразно создать такой институт именно при правительстве, сосредоточив в нем лучшие научные кадры, профессионалов-практиков, а также прогрессивных ученых-юристов по основным отраслям права. «В настоящее время существует большое количество так называемых институтов, созданных при министерствах и ведомствах, якобы занимающихся законопроектной деятельностью, для которых выделяется немало бюджетных средств. При этом качество составляемых ими законопроектов и научных экспертиз оставляет желать лучшего.

Отсутствует системность и научная проработанность, хроническими стали мелкотемье, нестабильность, неоправданная поспешность в подготовке и принятии законодательных решений, что вызывает у депутатского корпуса справедливые нарекания. Новый институт как единый центр разработки и научного обеспечения развития государственной правовой системы мог бы более качественно заниматься формированием концепции по управляемому и контролируемому правотворчеству в стране», — считает Джакупов.

Спикер подчеркнул, что уже осенью депутатам предстоит много работы. «Во-первых, с подписанием договора о создании Евразийского экономического союза, мы вступили в новую реальность, основой которой является экономический прагматизм. Это хороший стимул повышать нашу конкурентоспособность не только в экономической сфере, нам необходимо достойно ответить этому вызову времени. Мы должны принимать такие законы, создать такие правовые механизмы, чтобы от этого Союза народ и экономика Казахстана получили максимум пользы», — сказал он.

И конечно же, депутаты не должны забывать о главном: «Принимаемые нами законы должны быть понятны, удобны в применении, эффективны при защите прав наших сограждан, и должны максимально полно охватывать регулируемый предмет».
«В целом для третьей сессии были характерны высокие темпы законодательных инициатив, в том числе, непосредственно депутатского корпуса, конструктивное взаимодействие между парламентскими фракциями политических партий, между парламентом и правительством, активное международное сотрудничество, продуктивный диалог с институтами гражданского общества и профессиональными сообществами. За сухими статистическими данными кроются сотни встреч, глубокий анализ проблемы, а также обработка гигабайтов информации, поиск оптимальных решений и предложений, бурные интересные дискуссии, и конечно же, человеческое настроение и эмоции. Это не только рабочие будни парламента, это 207 дней нашей жизни», — подытожил спикер.

В течение лета депутаты, разъехавшись из Астаны, свою работу не прекратят. Один месяц своих парламентских каникул парламентарии проведут в регионах, общаясь с избирателями, и один месяц отводится им на отпуск. Уже 1 сентября депутаты вновь вернутся в Астану и начнут работу в четвертой сессии парламента пятого созыва.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые