Кабинет Ахметова - плюсы и минусы первого года

Софья Пашкова, Дмитрий Мазоренко, Vласть

 

Осень – традиционная пора для подведения итогов и оценки результатов. Нынешней осенью исполняется год с начала работы новой  правительственной команды, которую возглавил премьер-министр Серик Ахметов – девятый премьер в независимом Казахстане. 

Каждое правительство остается в истории различными событиями. У Акежана Кажегельдина в премьерском активе – приватизация, у Касымжомарта Токаева самым запоминающимся стало его выступление в адрес «киндер-сюрпризов от политики», как он окрестил молодых чиновников и бизнесменов, объединившихся в движение ДВК. Имангали Тасмагамбетов всем запомнился Земельным кодексом и своим уходом в отставку из-за этого закона – поскольку почти половина депутатов мажилиса парламента второго созыва документ этот не поддержали. Правительство Серика Ахметова, хотя ему всего год, уже смело может претендовать на свое место в политической истории. Vласть отобрала «плюсы» и «минусы», с которыми это правительство уже может запомниться казахстанцам.

Минусы:

1. На первом месте, безусловно, пенсионная реформа. Шаги правительства по принятию нового закона о пенсионном обеспечении вызвали недовольство многих казахстанцев и критику со стороны президента Назарбаева. В результате именно по инициативе президента был найден компромисс – закон вводится на поэтапной основе, а ответственный - министр труда и соцзащиты населения Серик Абденов был отправлен в отставку.

2. Не меньше недовольства вызвала и отмена декретных выплат для женщин, зарабатывающих свыше 187 тысяч тенге. Изменения в определении размеров декретных выплат были негативно встречены со стороны будущих мам, главным образом в обеих казахстанских столицах. Однако эти выступления были, преимущественно, проигнорированы, и никаких изменений правительство вносить не намерено.

3. Еще один непопулярный шаг, вызвавший возмущение большинства казахстанцев во всех регионах – повышение коммунальных тарифов. Практически во всех регионах возросли тарифы на комуслуги. Правительство продолжало оправдываться необходимостью обновления инфраструктуры и нехваткой инвестиций, при этом всячески призывая население развивать «культуру потребления». Но, судя по негативной реакции рядовых граждан, эти аргументы показались им не совсем убедительными.

4. Нельзя не вспомнить июльскую аварию на «АселорМиттал Темиртау». Нарушения при строительстве привели к крупной аварии на крупнейшем металлургическом комбинате страны. Модернизация крупных производственных объектов давно назрела, и неоднократно на различных госуровнях поднимался вопрос об ответственности собственников предприятий, о необходимости ужесточения контроля за модернизацией. После аварии правительство поручило провести технологический аудит предприятия.

5. Падение российского ракетоносителя «Протон» на территории Кызылординской области также стало поводом для критики правительства. Звучали обвинения в том, что оно уделяет недостаточно внимания проблеме ликвидации последствий аварии. Возможно, именно эта критика подтолкнула казахстанских чиновников занять жесткую позицию в переговорах с российской стороной, чего раньше за ними водилось не часто.

Плюсы:

1. В числе правительственных достижений сегодня называют вхождение в Топ-50 глобального рейтинга конкурентоспособности. Всемирный экономический форум недавно включил Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Судя по всему, правительство добилось стабильности после недавних кризисных лет, идет экономический рост и страна сделала очередной шаг к улучшению своих основных показателей. Но, справедливости ради заметим, что это событие, по сути, совпало с премьерством Ахметова. Работа по достижению таких показателей велась на протяжении многих лет, и нынешнему правительству надо было лишь ее продолжить – и получить благодарность.

2. А вот что нельзя не отметить – это подвижки в области развития информатизации. Процесс этот также начался не при премьере Ахметове, однако сейчас он пошел гораздо быстрее, чем в прошлые годы. Идет активный перевод всех государственных и социальных услуг в электронный формат в рамках «электронного правительства», значительно сокращается бюрократия (это отмечает отечественный бизнес), более-менее отлажена работа ЦОНов. Жизнь казахстанцев стала попроще, хотя бы потому, что оплатить налоги, коммунальные услуги, получить различные справки сегодня можно прямо с домашнего или офисного компьютера.

3. Правительство продолжило реформировать бюджетную политику. Если судить по первым итогам, бюджетные планы кабинета министров действительно начинают ориентировать на конкретный результат. Экономическая ситуация в мире далека от спокойной, потому превентивные меры по сокращению расходов, снижению стоимости индустриальных проектов, удешевлению строительства выглядят обоснованными и прагматичными. Идет переход к конкретике и результату в бюджетном планировании и исполнении.

4. Что немаловажно - акцент на регионы. Впервые создан специальный уполномоченный орган – Министерство регионального развития, принят актуальный закон о местном самоуправлении и поправки в программу «Развитие регионов». Процесс урбанизации, таким образом, перестает быть стихийным и берется под контроль. Акимам же придется задуматься о том, как эффективно тратить выделяемые бюджетные трансферты, чтобы не лишиться своих кресел – теперь они несут персональную ответственность за результаты каждой программы и каждого потраченного тенге.

5. К активу нынешнего правительства можно отнести и подъем агропромышленного комплекса. Принятая программа «Агробизнес-2020» нацелена не просто на тотальную поддержку сельчан, а на развитие вполне конкретного аграрного бизнеса и привлечение инвесторов. По сути, можно говорить о создании инвестиционной привлекательности отрасли в целом и развитии рыночных отношений в этом секторе экономики. При этом правительство намеревается не только поддерживать фермеров через действующие государственные финансовые институты, но и вовлекать в этот процесс банковский сектор. Если реализация программы будет успешной, можно будет смело говорить, что аграрный сектор встал на рыночные рельсы.

В целом, как показал этот год, правительственная команда стремится решительно реагировать на вызовы современных реалий. Однако «на подходе» еще несколько шагов, которые могут обернуться как крупным успехом, так и полным провалом.

И самое важное место в этом списке занимает предстоящее повышение налогов на имущество. Правительство это объясняет необходимостью приведения налоговых ставок хотя бы в относительное соответствие нынешним рыночным ценам на жилье.

Население, впрочем, на это обоснование пока реагирует не самым лучшим образом. Поправки в законодательство сейчас – на рассмотрении парламента, и часть депутатов уже восприняли их также негативно.

В целом, пока говорить о несомненных плюсах или минусах, конечно, рано. Будем надеяться, что в будущем минусов в деяниях наших государственных мужей окажется меньше, а их инициативы получат большее признание в обществе.

Vласть попросила экспертов охарактеризовать первый год работы Серика Ахметова и дать прогноз относительно его дальнейшей работы.

Данияр Ашимбаев, политолог, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть Кто в Казахстане», считает, что в нынешних экономических условиях сложно делать далеко идущие выводы, тем более, что правительство не состоит исключительно из команды Ахметова:

«Большинство министров работали до него, и будут работать после. Но в целом я вижу, что определенная позитивная динамика имеется: в организации работы, в расстановке приоритетов, в том, что правительство не боится замараться и решать те вопросы, которые так долго откладывались на потом. В правительстве появился тренд – начали разгребать большой груз проблем, в том числе и экономических, созданных за последние годы: среди них пенсионная реформа, социальные выплаты, бюджет, необходимость активизации работы нефтегазового сектора, возрождение геологии, проблемы в сельском хозяйстве, в финансовой сфере и, естественно, административная реформа. Сейчас правительство закончило ликвидацию прежних межрегиональных департаментов. Появилась еще и реформа корпуса А. По сути, правительство сейчас исполняет роль пожарной команды, которая тушит пожары начавшиеся в прошлом. Причем еще до предыдущего правительства».

Ашимбаев отметил, что, возможно, Ахметов, был назначен премьером с другими целями: «Как человек, проработавший в регионах, прошедший через все стадии государственного управления, Ахметов должен был сделать работу правительства более практичной и повернуть правительство лицом к регионам. Должна была активизироваться программа модернизации ЖКХ, программа развития моногородов, программа по регулированию миграции. Но понятно, что в современных экономических условиях заниматься своими изначальными приоритетами достаточно сложно. Есть экономические вызовы, недостаточно приятные, на которые реагировать необходимо. Но политический и управленческий опыт Ахметова позволяет достаточно стабильно производить эту работу».

Ашимбаев считает, что Ахметов - более чем опытный управленец: «Кроме того, это один из немногих людей во власти, который никогда не был замешан в скандалах - ни в коррупционных, ни в политических. Это ровный, стабильный человек и достаточно большая редкость. Понятно, что он долго был не на первом плане в Астане, но сейчас процесс укрепления личного влияния потихоньку идет. Ахметов - игрок командный. В отличии от некоторых фигур, которые любят самостоятельные заявления, Ахметов склонен к компромиссу. То есть он умеет взаимодействовать со всеми и по горизонтали, и по вертикали.

Те ошибки, которые делали другие политические деятели, начиная самостоятельную игру, Ахметову не свойственны. Конечно, года маловато, чтобы увидеть стиль его работы.

Политолог не видит причин, по которым Серик Ахметов мог бы быть в ближайшее время отстранен от должности премьер-министра: «На мой взгляд, наличие премьера-практика, прошедшего и региональную, и отраслевую школу, для Казахстана - немаловажно. И разбрасываться такими фигурами было бы опрометчиво».

В дальнейшем, по мнению Ашимбаева, Ахметов будет акцентировать свое внимание на стабилизации финансовой сферы: «Там немало противоречий, к примеру, между нефтяниками и экологами, между финансистами и сельскохозяйственными группами, между промышленниками и опять же финансистами. Озвученные правительством реформы не вызывают ни у кого энтузиазма. Понятно, что определенные действия нужны, но насколько правительство решительно, и насколько готово пойти на компромисс, покажет время».

Маулен Намазбеков, заместитель директора Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) отмечает, что прошедший год выдался сложным и для правительства, и для населения: «В целом же уже сегодня можно говорить, что команда Серика Ахметова обозначила свои приоритеты. Многие из предпринимаемых шагов могут являться спорными. Но стратегия на оптимизацию государственных расходов, попытка усиления контактов с бизнес-сообществом, активизация региональной политики, поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве, в принципе, способны стать тем, что правительство может в перспективе занести себе в актив. Естественно, при надлежащем воплощении заявленных планов. Кроме того, несмотря на неблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, усилия правительства обеспечили устойчивый экономический рост (по итогам первого полугодия 2013 года – 5,1%)».

Из числа неоднозначных решений эксперт отметил механизмы реализации социальной политики: «Во-первых, шумиха вокруг ограничения выплат декретных, и во-вторых, модернизация пенсионной системы. Обе инициативы правительства вызвали серьезное недовольство казахстанцев и жесткую критику президента. В конечном итоге, решение, временно удовлетворяющее заинтересованные стороны было принято, но социального оптимизма в обществе не прибавилось. И над этим нынешнему кабмину еще предстоит поработать».

По мнению Намазбекова, дальнейшая работа Серика Ахметова будет сосредоточена на повышении эффективности реализации уже принятых инициатив правительства: «Надеюсь, что следующий год будет переходным от «правительства непопулярных решений» до «правительства развития», которое примет ряд масштабных мер, способных поднять уровень общественного доверия».

Рахим Ошакбаев, первый заместитель председателя экономической палаты «Атамекен», оценивает первый год работы Серика Ахметова на посту премьер-министра довольно позитивно:

«Первые результаты правительства вселяют оптимизм. Первое, что можно отметить – программа «Агробизнес-2020». Ахметов, будучи вице-премьером занимался её созданием. Это первая программа, которая была разработана при широком взаимодействии участников рынка и бизнес сообщества. Приглашались все отраслевые ассоциации, у всех была возможность внести свои предложения, дать аргументацию по мерам господдержки. В целом (из программы –V) получился довольно серьезный продукт, программа очень сильно сфокусирована на облегчение доступа к финансам. Положение сельхозпроизводителей достаточно тяжелое и одна из мер, которая, мы надеемся, будет запущена в этом году – финансовое оздоровление сельхоз сектора. Поэтому в АПК появилась сфокусированность, понимание и бюджеты, чего раньше не хватало».

По мнению Ошакбаева, вторым важным аспектом в работе Серика Ахметова стали регионы: «Сейчас обращается внимание на вызовы, которые перед нами стояли всегда – большая территория и малая плотность населения, моногорода, устаревание инфраструктуры, внутренняя миграция. В первую очередь стоит отметить программу моногородов, которая достаточно быстро была разработана, утверждена, принята и уже начала реализовываться. В ней важен аспект по поддержке предпринимательства в моногородах. Безусловно, есть моменты, которые можно совершенствовать в этой программе. В части региональной политики до этого у нас было множество региональных программ, в том числе и программы по развитию сельских территорий, которые каждые 3-5 лет меняется, и у общества не до конца было понимание насколько они выполнены. Недавно правительство презентовало комплексную концепцию развития регионов, которая до конца года должна быть принята, и которая вберет в себя все многообразие программ, в том числе и учтет последний месседж президента о необходимости развития агломераций. В целом можно сказать, что Ахметов, принимая во внимание опыт его работы акимом, он в сознании региональщик, хозяйственник».

Третьим положительным моментом, по мнению эксперта стало развитие предпринимательства: «Премьер-министр поставил определенную задачу до 2030 года удвоить долю МСБ с 17 до 30%. В этом отношении правительство демонстрирует очень высокое вовлечение предпринимательского сообщества в принятие важных экономических решений, чего мы не наблюдаем у наших коллег по ТС. Плюс усилена программа по центрам обслуживания предприятий через уполномоченные органы и министерство регионального развития. Нельзя не сказать и про закон о Нацпалате. Многие коллеги считают это прорывной реформой, перехода к континентальной модели, основная цель которой – усилить представленность и защиту предпринимательства в Казахстане, в том числе и в регионах».

Среди других заслуг Ошакбаев отметил рост автопромышленности: «У нас появилось 5-7 автосборочных проектов. Еще 5 лет назад мы особо и не могли надеяться на серьезный автопром».

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», считает, что правительство еще не вышло на тот уровень, когда работу правительства можно было бы оценивать однозначно положительно: «Если рассматривать правительство Серика Ахметова, то огромным провалом для него была пенсионная реформа. Она вызвала серьезный негативный общественный резонанс, и правительство не смогло отстоять это решение, в итоге пришлось сюда вмешиваться президенту. О каких-то серьезных достижениях сложно судить, поскольку есть экономические показатели, которые могут быть и не связаны с деятельностью правительства, но так или иначе растущие и позитивно влияющие на экономический фон».

По мнению Чеботарева, правительство проиграло и в социальной политике: «Складывается ощущение, что курирующий вице-премьер Орынбаев ей серьезно не занимается и отдает эти задачи другим министрам. А по экс-министрам Серику Абденову и Бакытжану Жумагулову мы видим, что ситуация (с социальной политикой - V) критическая. И это только две сферы, но есть еще и другие сферы, к примеру здравоохранение, где ситуация не лучше».

Из положительных моментов политолог выделил создание министерства регионального развития. Оно, по его мнению, отличается более системным подходом к реализации госпрограмм на региональном уровне. «В прежнем составе правительства не было органа, который занимался регионами», - подчеркнул эксперт.

Чеботарев считает, что дальнейшая работа Серика Ахметова будет определяться его персональными качествами: «Конечно, нужно отдать ему должное – он серьезный управленец. Но с другой стороны, для любого премьера очень сложно управлять такой сборной солянкой министров. Сейчас Ахметов сформировался как управленец, как один из ближайших соратников президента. Он направлен на официальный политический курс, а не на интересы каких-то групп влияния. Другое дело, что он технократ, чего, в общем-то никогда и не скрывал».

По мнению политолога, основаниями для отставки Серика Ахметова может быть провал пенсионной реформы, поскольку были затронуты аспекты социального самочувствия населения, что может привести к дестабилизации обстановки.

Свежее из этой рубрики
Loading...