Приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения, - основной принцип, заявленный в законе Республики Казахстан "О дорожном движении", не распространяется на велосипедистов. Седьмого января нынешнего года в Казахстане вступили в силу обновлённые Правила дорожного движения (ПДД). Изменения, касающиеся передвижения на велосипедах, привели велолюбителей в недоумение.
Наибольшие противоречия вызвали следующие нормы: исчезновение из правил возрастной категории велосипедистов до 14 лет и как следствие, обязанность детей при езде на велосипеде использовать автомобильные дороги, запрет на езду детей и взрослых по пешеходным зонам, запрет возить на велосипеде пассажиров, включая и детишек.
- Например, обновлённые правила поставили многих родителей перед выбором: лишить детей радости катания на велосипеде или стать нарушителями, - комментирует представитель инициативной группы "Вело-Алматы" Виталий Дядчев, - более того, правила обязывают передвигаться по проезжей части велосипедистов любого возраста, в том числе детей до 14-ти лет, что недопустимо в наших условиях.
Более пристальное вниманием к вышедшему в январе документу со стороны активистов "Вело-Алматы" обнаружило и ряд других недоработок в обновленной редакции Правил дорожного движения. В результате, представители велосипедной общественности предложили разработчикам документа устранить противоречия и даже подготовили сравнительный анализ с предложениями по улучшению действующих норм в пользу велосипедистов. Письма на имя министра внутренних дел отправили велосипедисты Алматы, Астаны, Караганды, Актау.
В июне активист инициативной группы "Вело-Алматы" Виталий Дядчев побывал в парламенте, где ознакомил с проблемой депутатов нижней палаты Мейрама Бегентаева и Айгуль Соловьёву. Мажилисмены получили предложения велосообщества вслед за разработчиками, комитетом административной полиции МВД. Документ содержит шесть пунктов и кроме изменения ПДД предполагает дополнения и в закон "О дорожном движении". В частности, предлагается внедрить понятие электро-велосипед и законодательно регламентировать его технические характеристики, в первую очередь мощность и максимально допустимую скорость.
Что касается скандальных пунктов ПДД, рекомендовано восстановить старую формулировку "Водителям велосипеда запрещается перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками". Как правило, такие кресла выпускаются промышленным способом, имеют пристяжные ремни и европейские сертификаты безопасности.
Детей от 7 до 14 лет, предложено вернуть на тротуары, а также позволить им перемещения по велосипедным дорожкам. Велосипедистам младше 7 лет разрешить кататься только по тротуарам и пешеходным зонам.
Ещё один пункт касается движения велосипедистов по выделенной полосе общественного транспорта. С 15 июня 2015 года такая впервые оборудована в Алматы.
В соответствии с нынешней редакцией ПДД, на такую полосу запрещено выезжать любым видам транспорта, кроме общественного. То есть, велосипедист рискует быть зажатым посреди проезжей части, между автомобилями и автобусами, подвергая себя ещё большей опасности. Учитывая международный опыт логично разрешить велосипедистам занимать полосу для общественного транспорта, если таковая является крайней правой.
И в финале документа, разработанного вело активистами, содержатся дополнения запретить движение по проезжей части без застегнутого шлема и пересечение дороги по пешеходным переходам в седле.
По данным активистов "Вело-Алматы", поправки с пониманием встретили и парламентарии и руководство комитета административной полиции МВД. Более того, разработчики в неформальной беседе признали свои промахи и обещали внести коррективы в ПДД насколько это возможно скоро.
Однако же, 13 июля в Казахстане вступили в действие свежие изменения в обновлённые зимой Правила дорожного движения. Новшества содержат несколько моментов касательно автомобилей, а вот проблемы велосипедистов в них не затронуты.