18 апреля цивилизованный мир отмечает ежегодный день охраны объектов культурного наследия. Отношение к историческим памятникам в Казахстане далеко от идеального. Уральск один из тех городов, где количество исторических объектов пока еще значительно, однако, ситуация с сохранением объектов культурного наследия в этом городе наглядно показывает несовершенство охранной деятельности не только на местном уровне, но и в Казахстане в целом. Краевед Рустам Вафеев рассказывает читателям Vласти об утерянных памятниках Уральска.
Этот список удручающе большой. Еще более печально то, что он продолжает ежегодно пополняться. Наиболее существенный урон был нанесен в первые десятилетия советского периода: в угаре борьбе с религией, уничтожались старинные храмы и мечети, составлявшие значимую часть городского архитектурного ансамбля. Погиб даже дореволюционный архив Уральска. Наряду с уникальными историческими документами, безвозвратно исчезли и архитектурные проекты. Архитектурно-градостроительная преемственность теперь навсегда прервана. В последующие годы происходила постепенная деградация исторического Уральска. Разрушалась взаимосвязанная система бульваров, площадей, высотных доминант, нарушался принцип квартальной застройки, этажности и масштаба. В новейшее время, в результате бесконтрольного строительства и прогрессирующего упадка архитектурной и градостроительной культуры, разрушение исторического Уральска усилилось. Лишившись основных архитектурных и градостроительных доминант, город начал быстро утрачивать ткань исторической рядовой застройки.
Объекты культурного наследия некорректно оценивать шкалой большей или меньшей ценности. Пережив разрушительное время, каждый объект по-своему уникален и бесценен. Представленные ниже десять уничтоженных памятников Уральска выбраны не по степени ценности, а с целью дать представление о масштабе невосполнимых утрат.
1. Триумфальная арка (Арка Цесаревича, Красные ворота)
Воздвигнута на Туркестанской площади в створе с Большой Михайловской улицей в 1890-91 гг. к приезду в Уральск наследника цесаревича Николая в 1891 г. и празднованию 300-летнего юбилея Уральского казачьего войска. Автор проекта неизвестен (предположительно войсковой архитектор Б. Родзевич). Арку построили на средства состоятельных граждан. При архитектурном анализе удалось установить прямой прообраз постройки – здание музея ВСОИРГО в Иркутске, возведенное по проекту архитектора Генриха Розена в 1883 году. Уральская триумфальная арка копировала в несколько упрощенном виде основные архитектурные решения этой постройки: угловые башни, центральный кирпичный аттик, общее стилистическое решение, выдержанное в так называемом «мавританском стиле».
Стоит отметить, что к юбилейным торжествам, помимо кирпичной арки на Туркестанской площади, была сооружена не менее монументальная деревянная Георгиевская арка в пригородной Ханской роще, где прошел праздничный обед в честь приема цесаревича. Эта арка была выстроена в романтическом псевдоготическом стиле.
Триумфальная арка на Туркестанской площади была сооружена практически на месте, где ранее располагались ворота Большого въезда северной линии городских укреплений первой половины XIX века. Постройка просуществовала до 1927 года, когда в результате архитектурного конкурса на памятник Ленину, победил проект под девизом «Энергия». Он предусматривал снос арки и установку на её месте первого в Казахстане монумента вождю мирового пролетариата. Примечательно, что в процессе широкого общественного обсуждения конкурса, арка признавалась частью горожан памятником истории, требующего сохранения. Причем её восточный стиль напрямую связывался к возрождаемой национальной культурой молодого Казахстана.
2. Войсковой собор во имя Благоверного князя Александра-Невского
Крупнейшая культовая постройка Уральска сооружена в связи с угрозой смыва Уралом старейшего войскового храма города - Михайло-Архангельского собора. Александро-Невский собор строился на войсковые средства с 1837 по 1849 год. Первоначальный проект храма разработал войсковой архитектор Доменико Дельмедино и далее, с учетом доработок и усовершенствований, он строился под надзором Генриха Гопиуса.
Торжественная закладка храма состоялась в 1837 году при личном присутствии цесаревича Александра (будущего императора Александра II). Собор был выстроен в стиле русского классицизма. На колокольне храма с посеребренным шпилем установили крупнейший в городе «праздничный» колокол весом в 433 пуда, отлитый стараниями наказного атамана Уральского войска Аркадия Столыпина, отца будущего реформатора России. В конце XIX века на средства уральского купца Владимирова вокруг храма соорудили монументальное кованное ограждение с воротами. Со стороны Соборной площади ограждение по углам завершалось двумя павильонами, также выстроенными в едином с собором стиле. Более полувека Александро-Невский собор и площадь были официальным центром Уральска, местом проведения торжественных войсковых молебствий и парадов.
В первые десятилетия советской власти собор отобрали у верующих. Позже в нем разместился городской драматический театр, в составе которого организовали один из первых национальных казахских театров республики. В 1937 году собор сгорел, на месте разобранных руин был разбит «Сиреневый сад» с бюстом Чапаева.
3. Летняя дача атаманов в Войсковом саду
В 1840 году при наказном атамане Матвее Кожевникове у живописной излучины реки Чаган разбили Войсковой сад. В отдельной части сада устроили комплекс летней дачи наказных атаманов с парковыми и хозяйственными постройками. Тогда же появилась профессиональная служба главного войскового садовника, которую обычно возглавляли выпускники Петербургской лесотехнической академии. Во второй половине XIX века войсковым архитектором И.А.Тецем было выстроено деревянное здание летней дачи. Зодчий, увлекавшийся ориентальными направлениями, выстроил изящную, филигранную постройку в романтическом восточном стиле. Воздушные белоснежные аркады, галереи, перголы, башенки, кружевные карнизы дачи напоминали очевидцам сказочный восточный дворец. В августе 1891 года на вечерних ужинах в честь визита в Уральск цесаревича Николая, на даче выступала малороссийская труппа, в составе которой пел молодой Фёдор Шаляпин. Сад и дачные постройки серьезно пострадали в годы Гражданской войны. Однако дача просуществовала до 1942 года — во время весеннего наводнения она была сильно повреждена и разобрана. Сохранилась главная перспектива Войскового сада, когда-то ориентированная на дачу. Также уцелели уникальные современники той далекой поры — несколько вековых дубов и сосен.
4. Архитектурный ансамбль Казанской площади
С конца XVIII и вплоть до последней четверти XIX века Казанская площадь являлась торговым и экономическим центром дореволюционного Уральска. На месте пересечения главной улицы города Большой Михайловской и городских укреплений XVIII века сложился архитектурный ансамбль, состоявший из Казанской церкви, гостиного двора (Караван-Чай), торговых Мануфактурных рядов, презентабельных доходных домов и особняков местной аристократии. Площадь служила градостроительным узлом, связывавшем центральную улицу с обширной эспланадой Столыпинского бульвара. В 30-х годах XX века на месте Казанской площади решили построить корпуса нового педагогического института. В результате исторический ансамбль уничтожили. Разрушены Казанская церковь, торговые ряды и гостиный двор, жилые особняки, среди которых дом Щапова-Шелудяковых, построенный по проекту войскового архитектора Дельмедино. Одновременно был нанесен непоправимый урон Столыпинскому бульвару, который будучи отрезанным от главной улицы начал быстро деградировать.
5. Столыпинский бульвар
Это старейший общественный городской бульвар Казахстана. Изначально создан по инициативе наказного атамана Аркадия Столыпина в 1858-59 годах на месте снесенных городских оборонительных укреплений XVIII века. Площадь бульвара составляла около 3 Га, при общей длине полкилометра. Широтное направление бульвара уравновешивало меридионально ориентированную ось главной улицы города. На территории бульвара размещались садово-парковые павильоны, ротонда, Воксал - летнее помещение дворянского офицерского собрания. Более полувека Столыпинский бульвар был не просто крупнейшим зеленым объектом города, но и главным общественно-культурным пространством. В Воксале проходили балы и музыкальные концерты, устраивались областные выставки, работал летний синематограф «Универсаль». В дни государственных праздников красочно декорированный и иллюминированный бульвар превращался в место массовых гуляний. В дневное время бульвар использовался для игр детей частных детских садов. Наступление и завершение летнего сезона на бульваре ежегодно анонсировалось городской прессой. В 1930-х годах, после строительства корпусов педагогического института, бульвар был отрезан от центральной улицы, его территория стала хаотично застраиваться учебными корпусами и общежитиями. Все парковые постройки за исключением ротонды были снесены, а сам бульвар в большей части вырублен, сохранилось лишь менее четверти от его исходной площади. Сейчас бывшая территория бульвара стала застраиваться частными коттеджами. В 2008 году руководство института вырубило значительную часть бульвара непосредственно у парковой ротонды, памятника середины XIX века. Здесь было выстроено 9 этажное студенческое общежитие.
6. Церковь Петра и Павла
Один из старейших храмов Уральска. Первоначально был выстроен в дереве в XVII веке. В XVIII веке, после городских пожаров возобновлен в кирпиче. Петропавловская церковь и площадь были свидетелями трагических событий 1772 года, ставших основным прологом к пугачевскому восстанию. В 60-х годах XIX века к храму пристроили колокольню. Петропавловская церковь – единственная культовая постройка Уральска, выстроенная с использованием барочных мотивов XVIII века. Храм и площадь составляли значимый градостроительный узел в протяженном архитектурном ансамбле застройки Большой Михайловской улицы.
Памятник был уничтожен в 1930-х годах в период борьбы с религией. В настоящее время территория Петропавловской площади частично застроена, оставшееся пространство носит имя Емельяна Пугачева.
7. Железнодорожный вокзал
До разрушения был старейшим вокзалом Казахстана. В 1894 году между Уральском и Покровской слободой (ныне Энгельс, Саратовская область) началось регулярное сообщение по самому восточному ответвлению Рязанско-Уральской акционерной железной дороги. На конечной станции «Уральск». было выстроено пассажирское станционное здание (вокзал). Здание изначально трактовалось как символические «ворота в Азию». В проекте была использована широкая палитра восточных мотивов: от древнеперсидских до мавританских. Наиболее выразительными были северный и южный порталы, украшенные виртуозно выложенными из кирпича стилизованными башнями – минаретами. Вокзал имел два зала ожидания для пассажиров I и II классов, ресторан-буфет. Окна в залах украшали цветные витражи, полы были выложены узорчатой керамической плиткой. Перед вокзалом на площади размещался старинный Кругленький сад с кирпичной водонапорной башней, выстроенной одновременно с вокзалом, также в восточном стиле. В 1983 году руководством Уральска было принято решение о строительстве нового вокзала и реконструкции привокзальной площади. Весь комплекс исторических зданий: вокзал, водонапорная башня, сад со столетними дубами были снесены без фотофиксации, обмеров и описаний. Снос памятников не был вызван объективной необходимостью, так как места уничтоженных объектов так и остались незастроенными.
8. Церковь Николая Чудотворца
Единоверческая Никольская церковь была одной из красивейших культовых построек дореволюционного Уральска. Храм построили в 1862 году на западной окраине города, на берегу реки Чаган. Эклектичный краснокирпичный декор с выделенными белой краской архитектурными деталями вызывал аллюзии с допетровскими постройками Московской Руси. В 1885 году в Гурьеве, уездном городе Уральской области на средства купца Федора Тудакова выстроили Успенский собор, в общих чертах копировавший внешний вид Никольскую церковь. В 1930-х годах храм в Уральске разрушили, а вот в Гурьеве (Атырау) он сохранился до наших дней.
9. Макаровский театр
Первое театральное здание в Уральске появилось в 1859 году. Это был деревянный театр, построенный по инициативе атамана Столыпина на средства винного откупщика Шипова. Фактически это был первый театр в истории Казахстана.
Музыку к оперетте написал приятель атамана, известный русский композитор Даргомыжский. Со временем первый театр обветшал и его разобрали. В 1889 году на его месте купец Фирс Макаров выстроил новый кирпичный театр, за которым закрепилось название Макаровский. Театр безвозмездно сдавался Войсковому хозяйственному правлению, которое на возмездных условиях передавало его в пользование театральным антрепренерам.
В течение всего дореволюционного периода театр активно использовался. Сезон за сезоном он снимался иногородними гастролирующими труппами и антрепренерами. Помимо профессиональных коллективов на его сцене выступали и местные любители, читались просветительские лекции, устраивались концерты и сеансы синематографа. Городская пресса подробно освещала театральные события, что позволяет в деталях отследить богатую историю театра. Театральная жизнь не прекращалась даже в период блокады Уральска в 1918 г. в годы Гражданской войны. Во время артиллерийских обстрелов города один из снарядов попал в здание.
Макаровский театр снесли накануне Великой Отечественной войны, сейчас на его месте разбит сквер (ныне площадь Абая).
10. Макаровская мельница
До периода независимости Казахстана Уральск мог гордиться самой большой и интересной в республике коллекцией памятников промышленной архитектуры рубежа 19-20 веков. Паровые мельницы, элеваторы, мосты, электростанции, водонапорные башни, пивоварни, хладобойни, пережив исторические катаклизмы, успешно использовались по своему прямому назначению. Уничтожение уникальных объектов началось в новейший период, после развала городской промышленности. Одной из первых жертв стал официальный объект культурного наследия местного значения Макаровская паровая мельница. Долгое время это здание было одним из крупнейших в дореволюционном Уральске. В 1903 году, после пожара предшествующей деревянной постройки, купец 1 гильдии Фирс Иванович Макаров за один теплый сезон соорудил грандиозную каменную шестиэтажную мельницу. На строительстве ежедневно работало до 300 человек, причем круглосуточно. Для этого строительная площадка по ночам освещалась электрическим освещением. Внутренний каркас здания и перекрытия были выполнены из сборных чугунных элементов, наружные стены из жженого кирпича фигурной кладки. Огромные оконные витражи с металлическими переплетами пропускали в производственные залы много света. Полы были отделаны клинкерным кирпичом и керамической плиткой. На мельнице были установлены уникальные паровые машины бельгийского производства производительностью до 8000 пудов муки в сутки. В советское время в корпусах мельницы размещалось предприятие по выделке хромированной кожи, поставлявшее свою продукцию, в том числе за пределы СССР. В 2005 году объект культурного наследия Макаровская мельница была уничтожена новыми собственниками здания.
А прямо сейчас власти Уральска собираются уничтожить памятник промышленной архитектуры — бывший Мясокомбинат, чтобы на его месте построить микрорайон.
Поддержите журналистику, которой доверяют.