• 9916
Каким лидером вы хотите быть?

Ребекка  Ньютон – бизнес-психолог, преподаватель Лондонской школы экономики и политических наук.

Есть один вопрос, который часто забывают задавать, когда речь заходит о развитии лидерства: «А каким лидером вы хотите быть?»

Мы поощряем самоосознание среди перспективных лидеров (какой лидер вы есть), предлагаем им расписать путь своего развития (что сделало вас таким лидером, каковым вы являетесь), делимся своими знаниями и идеями (каким лидером вам нужно быть) и помогаем им приобрести новые знания, а также выбрать новые стили поведения (вот как можно стать тем самым лидером).

Но мы не уделяем должного внимания, возможно, самым важным составляющим элементам успешного лидерства – намерению (каким лидером вы хотите стать) и воздействию (наследие, которые вы хотите оставить). В качестве сокращения я называю сочетание этих двух компонентов «лидерским отпечатком».

В моем опыте есть много людей, который в определенный момент задумывались о своем «отпечатке», но лишь единицы четко определяли его, чтобы в дальнейшем ориентироваться и оценивать свои успехи. Из тех, кому это удалось, немногие делали это на регулярной основе при принятии ежедневных решений или делились своим опытом с остальными, чтобы получить комментарии и быть призванными к ответственности.

Привожу пример, как это выглядит в действии. Гейл Келли – президент компании «Westpac Group», одного из крупнейших банков Австралии, получившей премию «Самая устойчивая компания» на Всемирном экономическом форуме в Давосе в этом году – открыто и честно рассказала о своем личном лидерском опыте. Свои цели она описала как «благородство духа». И по ее словам есть два ключевых элемента, ведущих к этому благородству. Первый – это вера в силу людей и в то, что они могут внести значительный вклад (намерение лидера). Второе – создание атмосферы, которая дает им возможность развиваться и становится лучшими, чтобы внести этот вклад (воздействие лидера).

Келли также не забывает и о тактике действий лидера. Но по ее мнению она служит интересам лидерскому «отпечатку», элементы которого она выделила. По ее определению лидеры, имеющие благородство духа, беспристрастны, умеют слушать других и способны демонстрировать сочувствие. Они не эгоистичны. Они терпимы иобъективны. Они не стремятся «убить гонца, несущего дурную весть» и не ищут, на кого свалить вину. Они готовы поддержать, а не сидеть, сложа руки. Они дают честные комментарии и делают это вовремя. Вам не нужно ждать по шесть или двенадцать месяцев ежегодного отчета о результатах вашей работы.

С низкими показателями справляются быстро. И возможно, что самое важное, менеджеры сами выбирают свои решения и предположения, и никто им их не навязывает. Как резюмировала Келли: «Я допускаю, что ты – моя коллега – желаешь лучшего мне лично и другим. Я великодушна в своих выводах о твоей истинной мотивации и твоих намерениях по отношению ко мне. И хотя временами бывают сложные ситуации, я буду рассматривать твои намерения как положительные».

Данный подход работает в самой компании «Westpac». Согласно внутренним корпоративным исследованиям вовлеченности персонала, 97% сотрудников «Westpac Group» ответили, что видят, как их работа связана с целями и задачами компании.

Я, конечно же, не утверждаю, что универсальный ключ к успеху каждого в плане лидерства – это идея благородности духа. Она работает в случае с Гейл Келли, потому что она лично выбрала данный путь и определила его для себя. Она внедрила его в свою команду и привязала его к результатам, которых хочет добиться в бизнесе.

Мы не должны выбирать для себя одни и те же критерии лидерского успеха. А должны сами определять их. Лидерам следует самим определять свое пространство, время и давать себе разрешение. А также просить поддержку, когда она необходима, чтобы четко определить культуру лидерства, которую они хотят построить вокруг себя.

Лидеры должны оценить – основываясь на собственных наблюдениях и рекомендациях окружающих – как они следуют выбранным принципам, и внести изменения, необходимые для поддержания данной культуры на ежедневной основе.

Суммируя вышесказанное, центральные элементы создания «лидерского отпечатка»:

+ Определение того, каким лидером вы хотите быть;

+ Четкое понимание того, как выбранный вами путь соответствует корпоративному видению и задачам, а также помогает добиться их выполнения;

+ Развитие самоосознания, размышление о своем поведении и стимулирование других давать свои комментарии;

+ Признание различий, которые могут возникнуть между вашим стремлением и воздействием;

+ Саморегулирование. Как сказала Эмма Соун, лектор Лондонской школы экономики: «Сила саморегулирования и вызовы, связанные с ней, помогают удостовериться, что ваша личность, поведение и цели в качестве лидера связаны между собой и соответствуют друг другу».

+ Выбор предположений о себе и других, на которых вам нужно положиться, чтобы ваш «лидерский отпечаток» был реалистичным и последовательным.

Теперь мой подход к каждому клиенту – определил ли он свой лидерский путь или только собирается – будет основываться на вопросе, который я должна постоянно задавать себе: «Вы знаете, какой «лидерской отпечаток» хотите оставить, и задумываетесь ли вы о нем каждый день?».

Harvard Business School Publishing Corp.

Перевод Нины Кузнецовой

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые