• 9934
Перестаньте играть роль жертвы в борьбе со своим временем

Элизабет Грейс Сондерс – автор «How to Invest Your Time Like Money» (Harvard Business Review Press, 2015)

"Это просто несправедливо. Дел всегда слишком много. Все просто взваливают все больше и больше работы на меня. Я чувствую себя таким беспомощным".


Звучит знакомо? Если да, то вы не одиноки. Многие люди чувствуют себя так, будто на них давят со всех сторон, превращая в жертв обстоятельств. И внешние силы для них – это причина, по которой не хватает времени ходить в спортзал, вовремя уходить с работы. Причина, по которой им постоянно приходится напрягаться, чтобы успеть сделать все. Конечно, есть ситуации, которые вам просто не подвластны – взять, к примеру, простуду. Но в большинстве случаев вы можете сами контролировать обстоятельства. И хотя приятно в краткосрочной перспективе винить других в своей ситуации, подобное отношение к своему времени в конечном итоге сделает вас беспомощным

Когда вы играете роль жертвы со своим же временем, все вокруг вас страдают. Общаясь с окружающими, вы постоянно находитесь на грани, опасаясь, что на вас взвалят дополнительную работу, несмотря на вашу загруженность. Вы просто не верите, что можете сказать слово «нет». И ваше «да» больше исходит из чувства долга и раздражения, а не откровенного стремления. Вы даже не пытаетесь планировать более рационально или работать более эффективно. Потому что считаете, что вам все равно придется все время работать, несмотря ни на что. И постепенно вы оставляете всяческие попытки, пребывая в уверенности: как бы усердно вы не старались, все равно потерпите неудачу.

На самом деле, у людей зачастую есть больше возможностей влиять на ситуацию, чем они думают. Но значительные изменения наступают тогда, когда они начинают прилагать личные усилия. Вместо того, чтобы просто ждать изменений извне. Это как в ситуации, когда потребители винят в своих долгах кредитные компании и не могут просто принять тот факт, что у них был выбор не тратить деньги, которых у них нет.

Есть три шага, сделав которые можно освободиться от образа мышления жертвы и снова взять контроль над своим временем:

- Наблюдайте за своей реакцией. Проследите, как вы реагируете в ситуациях, когда затраченное вами время не совпадает с поставленными задачами и приоритетами. Всегда ли вы ищите виноватых?

«Мой руководитель всегда дает мне слишком много заданий». Жалеете ли вы себя?

«Бедный я, бедный. Еще одиннапряженный день. Куплю-ка я себе мороженое, чтобы повысить настроение».

Отказываетесь ли вы от советов или предложений? «Как вообще моей жене пришла в голову мысль о том, что мне нужно работать по-другому, чтобы раньше приходить домой? Это просто невозможно».

Бывает ли, что вы говорите «нет» в ответ на предложение о новом проекте?

Устанавливаете ли вы рамки? Просите ли вы о поддержке?

- Примите свою зону ответственности. Вам нужно понять, что именно вы принимаете решение, когда речь идет о вашем времени. Есть определенные ситуации, когда вам просто нужно сделать все возможное, чтобы выполнить задание в кратчайшие сроки. Например, когда подходит срок сдачи большого проекта, идет подготовка к запуску нового продукта или составление ежегодного отчета. Но загруженность на работе не должна быть нормой. Никто не виноват в том, что у вас слишком много дел, и что вы не можете делегировать их другим сотрудникам. Вы виноваты в этом сами.

- Умейте держать себя в руках. Как бы вы не вели себя раньше, у вас есть все возможности, чтобы измениться в будущем. Стремитесь к изменениям. Будьте готовым реагировать на ситуации, а не просто принимать все, как должное.

Вместо того чтобы быть жертвой, учитесь сами контролировать ситуацию и свое время. Не бойтесь высказывать свое мнение, когда чувствуете, что кто-то ставит перед вами нерациональные задачи. Всегда держите под рукой список заданий по проекту, когда идете на встречу. Так чтобы если вам предложат новый проект, вы смогли оценить его значимость по отношению к другим целям. Если вам кажется, что времени для нового проекта не достаточно, предложите обсудить имеющиеся приоритеты во время встречи или позже с соответствующими оппонентами.

Также стоит установить четкие правила и рамки, чтобы не брать на себя слишком много. Например, если среди ваших сотрудников есть те, кто заканчивает работу в последние минуты и делает ее с ошибками, требуйте сдавать ее раньше срока. Это позволит вносить коррективы заранее, а не заканчивать ее самостоятельно в связи со сжатыми сроками.

И наконец, если вы оказались в такой ситуации, когда невозможно установить приемлемые рамки (например, если ваша должность требует оставаться на связи круглосуточно), и вы не можете решить проблемы с управлением вашим временем, возможно, вам стоит рассмотреть вариант смены работы. Есть виды деятельности, которые не позволят вам вести устойчивый образ жизни, чтобы вы не делали. Поэтому, возможно, лучше будет уйти.

Взяв на себя ответственность за управление своим временем, вы перестанете тратить энергию на обвинения и начнете направлять ее на продуктивную работу с окружающими вас людьми. Придерживаясь данной цели, у вас будет достаточно времени на то, что действительно важно для вас.

Harvard Business School Publishing Corp.

Перевод для Vласти - Нины Кузнецовой

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые