• 0
  • 13109
Почему сотрудники лгут на работе

Томас Чамoрро-Премузик – профессор бизнес-психологии Университетского Колледжа Лондона, вице-президент центра исследований и инноваций в «Hogan AssessmentSystems»


Хотя в любом обществе осуждают ложь, она все еще является неотъемлемой частью повседневной жизни. Как же руководителю вести себя с сотрудником, которого он подозревает во лжи?

Все зависит от того, какая это ложь, и кто лжет.

У завсегдатых лгунов есть две существенные особенности. Во-первых, морально они малодушны, в связи с чем они не считают ложь чем-то неэтичным. Во-вторых, в то время как большинство людей лгут в условии стресса, регулярные лжецы обманывают даже, когда чувствуют себя прекрасно и контролируют происходящее. А все почему? Потому что им это нравится.

Если вы имеете дело с завсегдатым вруном, он или она, скорее всего, обладает хорошими социальными навыками. И уж точно у него есть голова на плечах. Например, согласно исследованиям по нейропсихологии ложь требует в определенной степени высокого уровня развития рабочей памяти, которая тесно связана с IQ. Более того, у успешных лжецов часто встречается повышенная степень эмоционального интеллекта, который позволяет им манипулировать коммуникацией, используя определенные эмоциональные сигналы, следить за реакцией аудитории и избегать так называемой невербальной «утечки» информации (когда язык нашего тела не совпадает с тем, что мы говорим).

Имея дело с постоянными врунами, главное вовсе не в том, чтобы определить, говорят ли они правду.

Главное,в том, чтобы угадать их следующий шаг. Например, я могу сказать:

«Мне нравится работать с вами». И возможно я обманываю. Однако пока я притворяюсь заверяя, что мне нравится работать с вами, кому какое дело, что я действительно думаю о вас? Когда ложь основывается на объективных фактах – «Я закончил Стэнфорд» или «Я закончу этот проект к понедельнику» - то они в конечном итоге могут оказаться убийственными. Потому что они вредят репутации лжецов, когда их раскрывают. Поэтому когда вы чувствуете острую необходимость наказать лжеца, помните: раскрытие обмана может возыметь такой же эффект.

Таким образом, систематические вруны – это такая же проблема, как и те сотрудники, которые систематически опаздывают. Все, что вам нужно, так это понять типичный для них образ поведения, и уже затем действовать. Конечно если вы не хотите, чтобы они вовсе перестали врать вам. В данном случае вы можете мягко уличить их в обмане, дав им понять, что вы не так глупы, как они думают.

А вот у нечастых врунов – совсем другой психологический профиль. Потому что большая часть их лжи исходит из чувства незащищенности и неуверенности. Данный вид лжи объясняется страхом.

Он обеспечивает временную психологическую защиту для эго лжеца. Простой пример. Когда вас спрашивают, знаете ли вы какого-то известного человека или читали какую-то популярную книгу, вы инстинктивно можете ответить «да», чтобы вас не отвергли, или от вас не отвернулись. .

Но в свою очередь этот шаг усиливает чувство неуверенности. А что если кто-нибудь узнает? А это только усилит вероятность того, что вы продолжите лгать в будущем.

Самый лучший способ справиться с неуверенными лжецами – дать им почувствовать себя принятыми. Неуверенные лжецы в крайней степени самокритичны. Поэтому потребуется время и усилия, чтобы компенсировать им их невротический перфекционизм и дать почувствовать, что их ценят. Покажите им, что вы цените их за то, какие они есть. А не за то, какими они хотели бы стать.

Harvard Business School Publishing Corp.

Перевод Нины Кузнецовой, специально для Vласти

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые