Эксперты комментируют, как отразится возможный уход «большой четверки» с российского аудиторского рынка на Казахстане

Дмитрий Мазоренко, Vласть

В начале прошлой недели российская госдума заявила о разработке поправок сразу в несколько федеральных законов. В них может появиться понятие «страна- агрессор». Так в Госдуме определили государство, которое вводит санкции в отношении Российской Федерации, граждан РФ и российских юридических лиц. Поправки затронут иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в «странах агрессорах» и российских юрлиц, аффилированных с иностранными юрлицами. Им будет запрещено осуществлять аудиторскую, юридическую и консультационную деятельность на территории Российской Федерации. Предполагается, что нововведения в первую очередь затронут компании Deloitte, KPMG, Ernst & Yong и Price Waterhouse Coopers. Все эти представители большой четверки работают и на казахстанском рынке.

Законодательная практика Казахстана показывает, что в парламенте нередко появляются нововведения идентичные российским. Один из ярких примеров — разработка национальной платежной системы, о которой хоть и говорят с 1993 года, но о первых шагах по её созданию председатель Национального банка Кайрат Келимбетов заявил только 22 июля этого года.

Vласть просила прокомментировать представителей большой четверки в Казахстане о последствиях, которые могут грозить после принятия этих поправок в России, но компании воздержались от комментариев. В одной из них сказали, что их специалисты только знакомятся с инициативой и после этого обещали выпустить официальный комментарий. В двух других заявили, что комментировать здесь нечего, поскольку окончательное решение еще не принято.

Сакен Усер, начальник управления по работе с корпоративными клиентами инвестиционной компании Freedom Finance пояснил, что казахстанскому финансовому рынку переживать не о чем, на практике такие инициативы на стране никак не отражаются.

«Более того, эта мера не является нормативно-правовым актом в рамках ЕАЭС. Наша четверка (KPMG, Deloitte, E&Y, PwC) зарегистрирована как отдельные юридические лица. Я не знаю, какая у них структура менеджмента, но это отдельные юридические лица, работающие в юрисдикции Республики Казахстан. Казахстан пока не ограничивал в рамках своего правового поля деятельность этих компаний», — рассказал он.

Усер также отметил, что изменений в системе управления казахстанских филиалов ждать не стоит, поскольку их стандарты прописаны на уровне франшиз, и они мало чем отличаются друг от друга:

«Единственное, им могут запретить использовать те стандарты, которые используют российские компании. Но мне кажется, что это маловероятно, и это такая же затея, как и с ограничением виз».

Аналитик Halyk Finance Ерулан Мустафин считает, что российские власти не пойдут на введение ограничения деятельности аудиторских компаний большой четверки. По его мнению, отсутствие у компании аудиторских отчетов от мировых лидеров отрасли сделает ее менее привлекательной для инвесторов: «Снижение прозрачности и качества отчетности не совсем совместимо с „Восточным разворотом“ — намерениями правительства заместить европейских инвесторов азиатскими, которые имеют не меньше требований к отчетности по компании, которую рассматривают для инвестиций. Мы также не считаем, что нововведения в российском законодательстве могут стать прямым следствием каких-либо изменений в структуре сектора аудиторских услуг в Казахстане», — заключил аналитик.

Директор департамента аналитики Asyl Invest Айвар Байкенов уверен, что эти ограничения — вопрос исключительно политического характера. Впрочем, он считает, что абсолютно исключать возможного влияния этих инициатив на Казахстан нельзя: «Но даже в случае самого негативного сценария и разработки таких нововведений у нас, я не думаю, что нашей экспертизы и опыта хватит, чтобы заменить большую четверку. Точно утверждать нельзя, но изменения в российских компаниях могут повлиять на то, что казахстанские офисы будут более активно взаимодействовать не с российскими, а, предположим, с пекинскими представительствами. В плане самого бизнеса и присутствия этих компаний на нашем рынке, я не думаю, что что-то изменится».

Он также отметил, что никаких конфликтов или недопонимания между государственными структурами Казахстана и «большой четверкой» до сих пор не наблюдалось: «Компании достаточно активно работают и с государственным, и с частным секторами».

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые