Клаус Герхаузер, АБР: Казахстану необходимо обратить внимание на возможность экспорта готовых нефтепродуктов

Софья Пашкова, Астана, Vласть

В преддверии 47-го заседания Совета Управляющих Азиатского банка развития на высшем уровне в Астане Генеральный директор Департамента Центральной и Западной Азии АБР Клаус Герхаузер рассказал Vласти, в каком направлении будет двигаться сотрудничество республики с АБР.

V.: Господин Герхаузер, каковы сегодня прогнозы АБР в отношении темпов роста экономики Казахстана? В конце прошлого года АБР резко понизил свои прогнозы по уровню роста ВВП.

К.Г.: Да, в октябре прошлого года наш прогноз был понижен. На этот год у нас более оптимистичные ожидания. В целом, мы полагаем, в Центральной Азии сохранятся текущие темпы роста. Говоря непосредственно о Казахстане, мы ожидаем неплохой, даже высокий рост экономики на 2014 и 2015 годы. Если прошлогодняя наша оценка – 5,6%, то сейчас мы прогнозирует рост экономики Казахстана на 2014 год 6% и 6,4% на 2015 год.

V: Какова на ваш взгляд, вероятность последствий для экономики Казахстана от санкций в отношении России – если, конечно, экономические санкции все-таки будут введены?

К.Г.: Как мы видим, санкции применяются в отношении отдельных лиц. Говорить о санкциях, которые имели бы широкое экономическое воздействие, преждевременно, так как их пока нет. На мой взгляд, слишком рано рассуждать и оценивать – мы не знаем, какие санкции могут быть применены.

Если же говорить о развитии экспорта, то в дополнение к России у страны есть и другие направления, которые необходимо также активно развивать.

V.: То есть, вы все-таки рекомендуете больше обратить внимание на альтернативные пути, чем на Россию?

К.Г.: Казахстан является членом Таможенного Союза, вместе с Россией и Белоруссией, и эти страны всегда были партнерами, поэтому активная работа по экономической интеграции продолжается, и будет продолжаться. Но если говорить о казахстанском экспорте, сейчас экспортная база достаточно узкая. Однако у Казахстана есть все возможности для ее расширения, у страны есть выходы на интересные рынки, которые можно и нужно развивать, если страна хочет добиться диверсификации экспорта.

V.: АБР в своих прогнозах и исследованиях высказывал мнение, что Казахстан может достаточно быстро добиться удвоения несырьевого экспорта. Какие направления, с вашей точки зрения, являются наиболее подходящими, более эффективными и выгодными?

К.Г.: Страны, у которых достаточно узкая экспортная база, конечно, более подвержены воздействию внешних факторов и влиянию внешних рынков. Это характерно и для Казахстана. Мы видим, что правительство пытается снизить данную зависимость, проводя соответствующую работу по диверсификации.

Если говорить о расширении экспортной базы, то первое направление, на которое, на мой взгляд, следует обратить внимание – это индустрия нефтепродуктов, в которой можно и нужно использовать свое сырье, и экспортировать уже готовый продукт переработки. Второе направление – это развитие аграрной промышленности. Необходимо также отметить важность развития частного сектора, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Как мы видим, правительство Казахстана над этим активно работает.

V.: Что вы бы рекомендовали сделать в приоритетном порядке для диверсификации экспорта? Какие пробелы необходимо устранить, что должно предпринять правительство в первую очередь?

К.Г.: Необходимо отметить ряд важных факторов. Это наличие финансирования, доступность кредитных средств для бизнеса. Должна быть стабильная макроэкономическая ситуация, нужно создавать благоприятные условия для предприятий именно с точки зрения экспортных перспектив. Конечно, это и создание благоприятного инвестиционного климата, и привлекательный для инвесторов налоговый режим.

Немаловажным является и развитие человеческих ресурсов, а это, соответственно образовательная база, которая готовила бы необходимые квалифицированные кадры. Следует отметить важность инноваций - инноваций именно казахстанских компаний, исследовательских институтов, которые также будут привлекать свои кадры и инвестиции. Работа по всем этим направлениям в Казахстане активно ведется, и я думаю, даст свои результаты уже в скором будущем.

V.: Готов ли АБР оказывать содействие в этом направлении?

К.Г.: АБР разработана стратегия странового партнерства с Казахстана с 2012 по 2016 годы, в рамках которой и проводится вся работа. В стратегии мы определили ряд приоритетных секторов – это транспорт, энергетика, городская инфраструктура и другие. В настоящее время проводится работа над подготовкой проекта энергоэффективности теплоснабжения. В проекте рассматривается энергоэффективность с точки зрения технических параметров, используемых технологий, а также эффективность системы теплоснабжения с точки зрения финансовой. Как известно, АБР финансируется несколько проектов строительства автодорог. Один из них - это строительство автодороги Актау – Бейнеу в в Мангистауской области. Потенциальные проекты, имеющиеся в бизнес-плане АБР, - это автодорожный проект Астана – Алматы, а также проект строительства системы экспресс-автобусов БРТ в Астане. Эти проекты пока находятся на стадии обсуждения.

Одно из важных направлений стратегии странового партнерства АБР с Казахстаном – это поддержка малого и среднего бизнеса. Уже два проекта реализуются банком в этой сфере, и АБР намерен продолжать свою работу.

Если говорить о суммах, то АБР планирует инвестировать порядка 300 млн. долларов ежегодно. Эта сумма включает проекты, реализуемые с правительством, т.е. эти финансовые средства, которые могут быть предоставлены под государственные гарантии. Что касается операций с частным сектором, когда финансы предоставляются напрямую частным предприятиям, без государственных гарантий, то данные средства будут предоставляться в дополнение к названной сумме. Конкретная сумма выделяемых средств на такие проекты будет известна по мере их согласования и одобрения.

В целом, на весь период реализации стратегии, с 2012 по 2016 годы, АБР предусматривает выделение порядка 1,6 млрд. долларов на реализацию проектов в Казахстане. Однако, это не подразумевает, что ежегодно правительство обязательно будет привлекать 300 млн.долларов на финансирование проектов. Выделяемая ежегодно сумма может варьироваться в сторону уменьшения и увеличения по согласованию с правительством.

V.: Вы упомянули о проекте энергоэффективности. В числе приоритетных направлений в программе странового партнерства заявлена энергетика, в том числе альтернативная. Вы пересмотрели этот приоритет?

К.Г.: Нужно учитывать, что Казахстан имеет большие запасы традиционных энергетических ресурсов. Если посмотреть на структуру энергетики сегодня, мы видим, что по большей части используются традиционные источники – нефть, газ, уголь.

Безусловно, это не всегда экологически верно - ввиду выбросов, и с точки зрения потребления ресурсов. В настоящее время, как я уже говорил, мы проводим работу по подготовке проекта энергоэффективности, изучаются возможности повышения эффективности с точки зрения потребления электроэнергии, в том числе за счет использования новых технологий.

Другое направление - это возобновляемые источники энергии. Но здесь следует учитывать целый ряд важных аспектов. Если говорить о развитии водной энергетики, необходимо наличие определенных географических условий, чтобы развивать это направление, и у Казахстана возможности в данном направлении ограничены. Принимая во внимание климатические условия, очевидно, что в стране также недостаточно возможностей для развития солнечной энергетики. Если говорить о ветровой энергетике, то мы видим, что в определенных регионах Казахстана для этого есть определенный потенциал. Таким образом, что касается использования возобновляемых источников энергии в стране, на мой взгляд, они могут удовлетворить лишь какой-то процент потребности страны в электроэнергии. Очевидным становится, что пока выбор остается за повышением энергоэффективности. Я не упоминаю атомную энергетику, так как АБР в данном направлении не работает.

Необходимо отметить, что АБР работает в тех направлениях, которые правительство считает приоритетными для развития страны, и которые соответствуют миссии Банка – это сокращение уровня бедности посредством всецелостного экономического и экологически устойчивого роста, а также региональной интеграции. Важно учитывать, что рассматриваемый для финансирования Банком проект должен быть обязательно финансово осуществимым и иметь положительный социальный эффект. К примеру, в случае активного развития ветровой энергетики в стране, и если правительство посчитает необходимым привлечь к сотрудничеству международные финансовые институты, конечно же, мы будем рассматривать и данную сферу с учетом соблюдения ранее названных требований.

V.: В повестке предстоящего заседания АБР значится направление «новый шелковый путь». Означает ли это, что АБР готов сдвинуть свои приоритеты в сторону транспортного сектора?

К.Г.: Сегодня практически все страны проявляют интерес к развитию транспортного сектора, в Центральной Азии большая работа в данном направлении проводится через реализацию проектов ЦАРЭС. Больший объем инвестиций приходится именно на этот сектор.

Почему «Шелковый путь»? Много лет назад это был развитый транспортный и торговый коридор. Если рассматривать уже реализуемые и планируемые к реализации в регионе транспортные проекты, в их рамках также попутно со строительством проводится большая работа по содействию торговли. Поэтому, можно сказать, что проводимая в настояшее время – это не просто развитие транспортных коридоров вдоль некогда существовавшего шелкового пути, это и развитие сопутствующих направлений – логистика, смягчение торговых барьеров, приграничное сотрудничество и так далее.

Ввиду расположения Казахстана в центре региона, республика является связующим звеном между всеми соседствующими странами, поэтому для Казахстана развитие связуемости - это очень важная часть развития экономики. Необходимо понимать, что говоря о связуемости стран, подразумеваются не только дороги, это и энергосети, трубопроводы, это устранение таможенных барьеров – все, что необходимо для успешного сотрудничества государств и бизнеса.

Свежее из этой рубрики