Сенат направил в мажилис пакет своих предложений по проекту закона «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы»

Софья Пашкова, Астана, Vласть

Фото Ирины Галат

Сегодня на пленарном заседании сенаторы приняли законы "О гарантированном трансферте из Национального фонда на 2014-2016 годы" и "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значеия, столицы на 2014-2016 годы", непосредственно связанные с проектом республиканского бюджета на предстоящие три года.

Сам же проект бюджета сенаторы одобрили, но, поскольку они внесли в главный финансовый документ страны немало поправок, законопроект вновь направляется в мажилис. Согласно законотворческой процедуре, с поправками сената должны согласиться и депутаты мажилиса. Если у мажилисменов возражений не возникнет, закон будет считаться принятым парламентом. Если же депутаты мажилиса не согласятся с предложениями сената, палатам парламента придется вырабатывать согласованную позицию.

Предложения сенаторов, как отмечается в заключении комитета палаты по финансам и бюджету, "предусматривают финансирование проектов, направленных на решение региональных вопросов: в сфере образования, в том числе на размещение государственного заказа в детских дошкольных учреждениях по программе "Балапан"; в сфере здравоохранения, в том числе на строительство, реконструкцию и сейсмоусиление объектов здравоохранения, на оснащение служб скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом", и ряд других. В результате на реализацию предложений сенаторов были дополнительно распределены в 2014 году 51,3 млрд тенге, в 2015 году - 12 млрд тенге, в 2016 году - 6,2 млрд тенге. Данные средства были изысканы в 2014 году за счет уменьшения объема резерва правительства на 18,3 млрд тенге и расходов на обслуживание правительственного долга на 20 млрд тенге, а также за счет увеличения поступлений в бюджет на 13 млрд тенге за счет сумм, предполагаемых к взысканию в доход государства по актам прокурорского надзора в социально-экономической сфере.

Однако не все социальные предложения сената приняты. Так, предложения по строительству целого ряда детских садов в поселках и разных районах страны отклонены с предложением реализовывать данные проекты на основе государственно-частного партнерства. Строительство общежития для Евразийского национального университета предложено провести в рамках строительства студенческого городка в Астане, а общежитие для КазНТУ им.Сатпаева построить в рамках уже имеющихся средств. Выделение средств на строительство целого ряда объектов образования в разных областях страны предложено решать в рамках суммы 15 млрд тенге - это так называемый "пул", предусмотренный по настоянию депутатов мажилиса. Аналогичный пул, только в сумме 5 млрд, предусмотрен и для строительства объектов здравоохранения. Примечательно, что именно за счет средств этих пулов предложено строить объекты образования и здравоохранения в сельской местности.

В сравнительной таблице предложений депутатов, впрочем, есть не только социальные предложения. Так, по предложению комитета сената по международным делам, обороне и безопасности расходы ХОЗУ парламента увеличиваются только в 2014 году на 107 100 тыс тенге. В обосновании данного предложения поясняется: "В рамках реализации инициативы президента РК об избрании в состав непостоянных членов СБ ООН предусматриваются расходы на финансирование избирательной кампании в 2014-2016 годы. Проведение широкомасштабной пиар-кампании позволит провести активную и планомерную избирательную кампанию и заручиться необходимыми голосами стран-членов ООН для достижения положительного результата". Еще 300 000 тыс тенге добавляется ХОЗУ парламента на такие цели: "На увеличение затрат ХОЗУ парламента по предоставлению автотранспорта сотрудникам СОП в сумме 54 256 тыс тенге. В связи с расширением межпарламентского сотрудничества и увеличением количества официальных мероприятиц необходима дополнительная сумма - 133 746 тыс тенге. С 22 октября 2013 года РГП "Беркут" УДП РК в случае стоянки воздушных судов в любом пункте маршрута следования более 48 часов имеет право использовать воздушное судно, предоставленное парламенту, для оказания услуг третьей стороне. При этос расходы за перелет из пункта окончания маршрута следования третьей стороны до пункта нахождения представителей парламента оплачивает парламент. Ориентировочная сумма расходов составляет 111 998 тысяч тенге".

Также по предложению комитета сената по международным делам, обороне и безопасности министерству иностранных дел по программе "Участие Республики Казахстан в международных организациях, иных международных и прочих органов" дополнительно добавляется в 2014 году 327 182 тыс тенге, в 2015 году - 198 900 тыс тенге, в 2016 году - 198 900 тыс тенге. Как следует из пояснения, "ООН и миротворческие операции оплачиваются из обязательных взносов в бюджет ООН. Дополнительное финансирование миротворчества и миростроительства укрепит имидж РК среди государств, занимающихся активной миротворческой деятельностью. Кроме того, увеличение суммы добровольных взносов в структуры ООН, фонды и программы в Казахстане будет способствовать принятию решения руководством ООН и этих структур о повышении статуса присутствия ООН в Алматы. Добровольное финансирование деятельности региональных организаций будеи способствовать укреплению международногр имиджа Казахстана и способствовать выработке согласованного решения о поддержке кандидатуры РК в СБ".

Напомним, поступления в республиканский бюджет на 2014 год определены в сумме 5 760,7 млрд тенге, или с ростом к 2013 году на 532,3 млрд тенге. На 2015 год поступления запланированы в сумме 6 229,6 млрд, или с ростом к прогнозу 2014 года на 468,9 млрд, на 2016 год размер поступлений планируется в 6 873,4 млрд или с ростом к прогнозу 2015 года на 643,8 млрд.

Расходы бюджета на 2014 год планируются в сумме 6 703,1 млрд тенге, или с ростом к плану по расходам 2013 года на 604,1 млрд тенге. В 2015 году расходы запланированы в сумма 7 207,2 млрд тенге (с ростом к прогнозу расходов 2014 года на 504,1 млрд), в 2016 году расходы прогнозируются в размере 7 836,9 млрд, что превышает прогноз расходов 2015 года на 629,7 млрд.

Дефицит бюджета на 2014 год запланирован в 942,4 млрд или 2,4% к ВВП, на 2015 год - 977,7 млрд, или 2,2% к ВВП, на 2016 год - 963,5 млрд или 1,9% к ВВП.

Ранее, по предложениям депутатов мажилиса также были перераспределены расходы бюджета с их увеличением на образование, здравоохранение, газоснабжение, транспортную инфрастуктуру и еще по ряду позиций на общую сумму в 2014 году 50,5 млрд тенге, в 2015 году - 39,1 млрд тенге, в 2016 году - 64,3 млрд тенге. Министр экономики пояснял, что данные предложения будут реализованы: в 2014 году - за свет уменьшения резерва правительства на 42,7 млрд тенге и сокращения расходов на сумму 7,7 млрд тенге, в 2015-2016 годах - за счет расходов на новые инициативы.

Свежее из этой рубрики