• 9339
  • Почему счастье нельзя купить в торговом центре

    Тим Кассер

    Американец Тим Кассер посвятил долгие годы изучению темной стороны великой американской мечты и решил обличить материализм как явление. В Казахстане, как и в любой постсоветской стране, потребление стало своего рода новой религией — у нескольких поколений людей, мечтавших о югославской стенке и автомобиле «Жигули», появилась возможность купить не только белый джип, но и «Тойоту камри», самый большой плазменный телевизор и прочие блага капиталистического мира. Нашему внутреннему потребителю еще так мало лет, что книга Тима Кассера может показаться бредовой: это как если религиозному фанатику вдруг заявить, что его бог ложный. Кассер в своей книге утверждает: богатая жизнь – необязательно счастливая. После того, как доход человека достигает уровня, превышающего черту бедности, дальнейший рост богатства не приносит позитивного эффекта. Безудержное стремление к богатству прекращается в «крысиные бега», победителей в которых нет. Первые данные о негативной связи между материалистическим настроем и субъективным благополучием были опубликованы еще 30 лет назад, тогда маркетолог Рассел Белк выделил основные характеристики материалистического настроя: «материалисты» обычно собственники, они предпочитают владеть вещами, а не арендовать их, и бережно хранят свое имущество, отказываясь его выбрасывать, даже когда оно становится ненужным. Обычно жертвами потребления становятся люди, чьи потребности в прошлом не удовлетворялись в полной мере. Им кажется, что счастье можно купить в магазине. По Кассеру виновато в этом общество, которое создало и культивирует ложное представление об успехе и безопасности. Не имеет значения, какой ты человек, важно, что ты носишь, как ты выглядишь, на какой машине передвигаешься.

    Все это приводит к тому, что современная американская культура часто вынуждает людей сильно перерабатывать и залезать в долги, чтобы позволить себе тот образ жизни, который символизирует успех и счастье. Человек, вынужденный большую часть времени проводить на работе, меньше уделяет внимание семье. Подсознательно родители чувствуют свою вину и пытаются загладить свое невнимание подарками. И детей, и родителей в будущем это приводит к психологическим проблемам и рано или поздно они оказываются в кабинете у специалиста: первых гложет чувство вины, вторых – ощущение, что они недостойны любви. Все это превращается в замкнутый круг. Но не стоит забывать, что материальное отношение к жизни закладывается в семье. Поэтому автор советует превратить просмотр рекламы с детьми в игру — кто первый определит, какие хитрые приемы использованы в том или ином рекламном ролике. Ну и вообще стоит побольше рассказывать детям про материальный и нематериальный мир.

    Но самое ценное и спорное в книге припасено к финалу: это практические советы по тому, как убить в себе потребителя. Например, нужно понять, что вас на самом деле пугает. Обычно неконтролируемое потребление связано с тем, что вам необходимо заглушить собственные страхи и почувствовать себя в безопасности. Но некоторые из советов Кассера звучат для нас особенно странно. Например: «Голосуйте только за тех государственных чиновников, которые понимают, что рост общенационального благосостояния не означает счастья нации».

    Похожие книги