Группа депутатов парламента предлагает правительству создать самостоятельный государственный орган по санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору. Соответствующий запрос на имя премьер-министра Карима Масимова был озвучен в среду на пленарном заседании мажилиса.
"Санитарно-эпидемиологическая служба должна стать главным организатором санитарно-эпидемиологических мероприятий и интегрироваться в систему первичной медико-санитарной помощи по вопросам профилактики и формирования здоровья, для чего считаем целесообразным вывести санитарно-эпидемиологическую службу из министерства национальной экономики в самостоятельный государственный орган с лабораторными подразделениями и научными центрами, научно-исследовательскими институтами и противочумными станциями", - заявила, оглашая запрос от имени группы депутатов, Куралай Каракен.
Она напомнила, что в 2013 году президентом страны была одобрена инициатива правительства по созданию потребительского надзора и защиты прав потребителей. Агентств предполагалось образовать на базе комитета госсанэпиднадзора министерства здравоохранения с передачей ему соответствующих функций и штатной численности. Однако на практике новому агентству целиком была передана только санитарно-эпидемиологическая служба, а в ходе реорганизации правительства и вовсе был кардинально изменен первоначальный принцип формирования нового государственного органа.
"Сегодня можно утверждать, что служба по охране здоровья находится в ведении министерства национальной экономики. На местах была проведена смена руководителей территориальных департаментов - государственных санитарных врачей областей. В результате в семи регионах департаменты возглавили специалисты, не имеющие медицинского образования санитарно-эпидемиологического профиля, далекие от проблем охраны здоровья, что привело к оттоку квалифицированных кадров из системы", - констатировала депутат.
Каракен напомнила, что до реорганизации вся деятельность санэпидслужбы была ориентирована на тесную взаимосвязь с общей лечебной сетью, интегрированной неразрывно со службой первичной медико-санитарной помощи".
"Эта взаимосвязь была нарушена в связи с выведением санэпидслужбы системы здравоохранения, она полностью утратила функции по охране жизни и здоровья населения, участие в формировании здорового образа жизни, перейдя преимущественно к реализации контрольно-надзорных функций и констатации состоявшихся санитарно-эпидемиологических осложнений", - отметила она.
При этом, подчеркнула депутат, опыт соседних стран, "децентрализовавших службу с передачей в другие ведомства и частный сектор, наглядно продемонстрировал несостоятельность и непредсказуемость данной ошибки". "Как например во время случаев возникновения чумы в Кыргызстане в августе 2013 года. И только помощь казахстанских специалистов, работавших непосредственно в очаге инфекции, позволили избежать распространения заболевания", - напомнила она.
"Отрицательные последствия этой реорганизации уже начали ощущаться в нашей республике в виде вспышки кори, возникновения случаев побочных действий вакцинации, трудностей в организации в целом профилактической работы по борьбе с имеющимися, а также новыми видами инфекций, например, лихорадка Эбола. В этой связи, основываясь на международном опыте (...), необходимо усилить службу с расширением ее функций", - уверенно заключила Каракен.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.