В мажилисе обсудили условия исключения лиц из числа потенциальных клиентов коллекторов

Тамара Вааль, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Депутаты мажилиса во вторник в рамках рабочей группы в очередной раз обсудили поправки в законодательство по коллекторской деятельности. На этот раз народные избранники обратили внимание на перечень лиц, которые могут быть исключены из списка возможных потенциальных клиентов коллекторов.

Заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков сообщил депутатам, что финансовый институт внимательно ознакомился со всеми предложениями касательно исключения граждан из числа потенциальных клиентов коллекторов и заявил, что «в отношении этих категорий лиц более правильный подход банковской системы будет прощение этой задолженности, потому что вероятность взыскания этой задолженности с данной категории лиц очень низкая». Смоляков имел в виду граждан, у которых имеются некие социальные обстоятельства, которые не были учтены банком при выдаче кредита, или возникли уже после этой операции.

Депутат Мансурхан Махамбетов выразил свое мнение по данному вопросу: «Как мне кажется, сюда надо будет отнести также те физические лица, которые фактически не имеют активов, то есть (...) тех, которые в состоянии банкротства. Есть форсмажорные обстоятельства, есть люди, которые попали в беду, у них не осталось фактически ничего».

Советник председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Денис Степанцев в свою очередь отметил, что не видит необходимости во внесении каких-либо изменений в законодательство. По его словам, исключение определенных категорий граждан из числа потенциальных клиентов коллекторов способно фактически поставить этих граждан в условия еще более жесткие, чем те, которые возникают во взаимоотношениях с коллектором.

«По сути, категория данных лиц выйдет из этого закона. Что тогда остается? Коллектор взыскивает задолженность без каких-либо комиссий с должника. Нет надбавки определенной к тому долгу, который существует. А здесь получается такой момент, что есть суд, частные судебные исполнители… Давайте представим, к чему это приведет. Во-первых, это госпошлина 3%. Далее - арест на имущество. Третье, появляется частный судебный исполнитель. Там санкции до 25%. То есть этот долг в результате нараститься в несколько раз. И теперь либо коллектор, который должен действовать по закону. Есть регулятор Национальной банк, который все эти вещи отслеживает и жестко смотрит за этим. Либо уже в суд, а тут у нас идет уже и лишение специальных прав - водительских или на охоту, у частных судебных исполнителей есть эти права, ограничение на выезд», - подчеркнул Степанцев.

Руководитель Общенациональная социал-демократическая партия в городе Астана Асхат Рахимжанов и вовсе заявил, что «нужно в этом законопроекте всего одну статью оставить: коллекторская деятельность запрещена законом». Он выразил мнение, что «коллекторские компании представляют собой узаконенный рейдинг» и напомнил, что «у всех банков (для досудебного взыскания задолженности - V) есть службы по взысканию задолженности. Эти службы могут заниматься как раз именно той деятельностью, которой занимаются сейчас коллекторы».

Свежее из этой рубрики