Помешать ей могут только форс-мажорные обстоятельства, которые могут выявиться после независимой оценки состояния Qazkom
​Сделка между Народным банком и Qazkom состоится с вероятностью 80% - Шаяхметова
Фото Жанары Каримовой

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Сделка, в рамках которой Народный банк может приобрести контрольный пакет акций Казкоммерцбанка, состоится с 80% вероятностью. Помешать ей могут лишь форс-мажорные обстоятельства, которые могут проявиться после независимой оценки состояния Qazkom. Однако пока она проходит в «хорошем русле», заявила на пресс-конференции в понедельник председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова.

Начав отвечать на серию вопросов о ходе сделки с Qazkom, Шаяхметова подчеркнула, что согласна с мнением Национального банка о необходимости очистки и оздоровления баланса Qazkom. «Мы, как Народный банк заинтересованы в этой сделке в случае, если заём БТА будет деконсолидирован с баланса Qazkom. Предполагается также участие со стороны Народного банка своим капиталом. Объём капитала, который нам необходимо будет вложить дополнительно в Qazkom, будет рассчитан и выведен в результате дью-дилидженса (процедуры оценки объективного положения объекта инвестирования - V). Эта процедура будет достаточно объёмной и глубокой, и она уже начата», - пояснила она.

По словам главы Народного банка, хотя условия сделки «еще не окончательные», они предполагают покупку контрольного пакета акций Qazkom. При этом её юридическая схема не подразумевает слияния: «Это очень сложная процедура. Простое юридическое слияние вообще невозможно. <…> Кроме того, оно может создать слишком большую и неповоротливую финансовую структуру».

В связи с этим сделка не приведёт к ликвидации какого-либо из двух институтов. «Вообще нет никакой речи о ликвидации (Народного банка или Qazkom - V). Два банка, они сегодня существуют, они работают в полном объёме. Даже если сделка произойдёт – по моим ожиданиям 80%, что она состоится и 20%, что могут произойти какие-то форс-мажорные обстоятельства, по причине которых меморандум даёт нам возможность отказаться от неё – никаких рисков она не представляет. Особенно держателям депозитов», - заверила Шаяхметова.

Какие-либо комментарии о стратегии работы двух банков после окончания сделки Шаяхметова назвала преждевременными: «Первый этап – это приобретение Qazkom, а на дальнейшую стратегию мы будем смотреть потом». Она снова напомнила, что главным действием Народного банка после её завершения может стать докапитализация Qazkom, размеры которой, по словам главы банка, сложно определить без результатов дью-дилидженса. Эта процедура была начата уже в феврале, и её проведение может занять 2-3 месяца.

Кроме того, Шаяхметова подчеркнула, что проведение сделки возможно «только при поддержке государства». Но правительство не будет напрямую направлять средства в капитал Qazkom: «Средства (2,1 трлн тенге, выделенные правительством для Фонда проблемных кредитов - V) пойдут на выкуп активов БТА. Это не является прямым вливанием в капитал, сама сделка намного сложнее».

«Мы боимся стать зомби-банком, как это произошло в Японии», - призналась глава Народного банка, отвечая на вопрос о последствиях сделки. Она подчеркнула, что участвуя в этих переговорах, топ-менеджмент Народного банка имеет представление обо всём комплексе проблем банков и понимает всю степень ответственности перед акционерами и клиентами своего института: «Мы будем тщательно обращать внимание на их мнения, и на оценки рейтинговых агентств».

В то же время она назвала характер ведущихся переговоров «дружественным»: «В полном сознании, полном осознании – она сильно отличается от момента, когда в 2013 году государство предложило нам БТА банк в обмен на активы нашего пенсионного фонда. Хотела напомнить, что тогда акционером этого банка полностью было государство. Но предложение было неадекватно с точки зрения пенсионного фонда и тех активов, которые нам были предложены. Мы отказались приобретать БТА за ту цену и за те параметры, которое ожидало государство. И, в принципе, сделка была закончена достаточно дружественно, никто никого (насильно - V) не заставлял её проводить».

В начале марта Казкоммерцбанк объявил о заключении не имеющего обязательной силы меморандума по потенциальной сделке продажи контрольного пакета Народному банку. Другими сторонами меморандума выступили правительство Казахстана, Национальный банк Казахстана, Казкоммерцбанк, Народный банк, БТА банк и предприниматель, крупный акционер Qazkom Кенес Ракишев. Однако участники переговоров подчеркнули, что характер документа не имеет обязательной силы.

Осенью агентство Reuters сообщало о том, что Халык банка и Qazkom начали переговоры о слиянии. Банки первоначально опровергли эту информацию.

В конце декабря 2016 года агентство Bloomberg сообщило, что руководство Qazkom обсуждает возможные сценарии санации банка с Национальным банком. По словам источников агентства, программа оздоровления может стоить до 1,5 трлн тенге ($4,5 млрд). В середине декабря Qazkom уже привлекал срочный кредит в 400 млрд тенге у Нацбанка для решения проблем с ликвидностью. Вскоре Qazkom опроверг наличие финансовых проблем, с подобным заявлением выступал и глава Нацбанка Данияр Акишев.

Однако ранее президент Нурсултан Назарбаев в интервью Bloomberg подтвердил сложное положение Qazkom и заявил, что государство не допустит его провала. Он говорил, что сейчас есть два способа решения его проблем: либо новые акционеры найдут резервы для оздоровления активов, либо же заемщик обратится к государству за кредитом.

Представители Халык банка также рассказали Bloomberg, что могут начать переговоры по поглощению Qazkom, если государство согласится предоставить 1,5 трлн тенге для восстановления балансов объединенных банков. Ранее председатель Халык банка Умут Шаяхметова подтверждала факт ведения переговоров, но говорила об отсутствии какой-либо конкретики.

Проблемы у Qazkom обострились в 2014 году после падения цен на нефть и начала рецессии в соседней России. Тогда центрально-азиатская финансовая система столкнулась с большими потрясениями, в результате чего, согласно оценке агентства Standard & Poor’s, каждый третий банковский заем в странах региона был признан неработающим. Этому предшествовало и слияние с другим крупным банком – БТА, начавшееся в 2012 году.

Стоимость консолидации и последующей реструктуризации проблемных займов составила порядка $20 млрд. Она стала серьезной проблемой для Qazkom – в середине 2014 года объем проблемных кредитов у БТА составлял 2,4 трлн тенге - почти 90% от ссудного портфеля. Кроме того, и сам Qazkom значительно пострадал от мирового кризиса 2008 года, в результате которого государственный фонд Самрук Казына приобрел 21,2% акций банка, после чего докапитализировал его на 44,47 млрд тенге.

В середине 2016 года, по оценке рейтингового агентства Fitch, балансовая стоимость проблемных активов банка превысила размер его капитала на 6 млрд долларов. Аналитики агентства отмечали, что докапитализация такого объема представляет существенную проблему для акционеров и кредиторов банка. Несмотря на это крупнейший акционер Qazkom Кенес Ракишев неоднократно заявлял об отсутствии проблем с ликвидностью и готовности выполнить все обязательства, поскольку имеет для этого специальные резервы.

Qazkom и Народный банк – два крупнейших финансовых института Казахстана. На начало февраля 2017 года Народный банк находился на первом месте в рэнкинге Нацбанка с объёмом активов в 4,62 трлн тенге (порядка 20% от всех активов банковской системы), и с депозитной базой в размере 3,2 трлн тенге (также порядка 20% от общего депозитного портфеля банков). Qazkom занимал вторую строчку с размером активов в 4,87 трлн тенге (более 20% от всех активов банковской системы), и с депозитной базой в размере 3,05 трлн тенге (около 17% от общего депозитного портфеля банков).

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики