Запрет введен на шесть месяцев
Запрет на ввоз зерна автотранспортом в Казахстан позволит остановить серый экспорт – Минсельхоз
Архивное фото Власти

Тамара Вааль, Астана, Власть

С 10 апреля Казахстан ввел шестимесячный запрет на ввоз зерна автомобильным транспортом. Как пояснил во вторник в ходе брифинга в службе центральных коммуникаций вице-министр сельского хозяйства Ербол Тасжуреков, это необходимо для борьбы с серым экспортом. Так как зерно завозят из других стран через Павлодарскую, Актюбинскую и Западно-Казахстанскую области и перепродают в третьи страны. Только по одному выявленному факту выяснилось, что по такой схеме в Узбекистан, Афганистан и Таджикистан экспортировано более 8,3 тыс. тонн зерна на сумму более 1 млрд тенге.

«Для предотвращения серого импорта пшеницы из соседних стран необходимо было принять меры по ограничению импорта пшеницы с 10 апреля, в первую очередь, автомобильным транспортом. Введенный запрет автотранспортом имеет временный характер, принят на шесть месяцев, и по итогам его реализации будут приняты соответствующие меры. При этом, надо отметить, не устанавливаются никакие ограничительные меры на ввоз пшеницы железнодорожным транспортом с соблюдением всех установленных налогов и сборов», - сказал Тасжуреков.

Он отметил, что такие нелегальные схемы ввоза противоречат законодательству, дестабилизируют внутренний рынок зерна и снижают его потенциал, а также влекут потери бюджета, так как страна недополучает налог на добавленную стоимость.

Вице-министр добавил, что, как правило, в серый импорт вовлечены приграничные регионы страны – Павлодарская, Актюбинская, Западно-Казахстанская области. И в текущем маркетинговом сезоне активный ввоз нелегальной пшеницы наблюдается именно в этих регионах, а в течение последних лет Павлодарская область является «лидером» по приему и транзиту нелегального зерна.

«Департаментом агентства по финансовому мониторингу по Павлодарской области было установлено одно из ТОО, которое в период 2021-2022 годы экспортировало в Узбекистан, Афганистан и Таджикистан контрабандное зерно в объеме 8,3 тыс.тонн на сумму более 1 млрд.тенге. При этом с целью получения льготного экспортного тарифа казахстанская компания использовала фиктивные счета-фактуры отечественных сельхозтоваропроизводителей, крестьянских хозяйств, якобы подтверждающее отечественное происхождение, что позволило данному ТОО уклонится от транзитного тарифа и причинить ущерб ТОО “КТЖ-Грузовые перевозки” в сумме почти 150 млн тенге. И это информация только по одному факту незаконного ввоза пшеницы», - привел пример Тасжуреков.

Кроме того, по его информации, Актюбинская и Западно-Казахстанская области исторически не являлись зерновыми. Поэтому собранный урожай в этих регионах всегда оставляли на внутреннее потребление, а недостающие объемы закупали на севере страны.

«Однако по информации, полученной от участников рынка, внезапно в вышеуказанных регионах появился экспортный потенциал, и эти регионы стали донорами по поставке зерна в другие регионы республики. Все эти факты, конечно, указывают на наличие серого импорта зерна из соседних стран», - убежден вице-министр.

Он также объяснил, что, с учетом экспорта собственного зерна и муки в пределах 3,5 млн тонн и внутреннего потребления в пределах 3,6 млн тонн, существует вероятность, что из-за нелегального ввоза зерна в Казахстане останутся большие переходящие запасы до 1 сентября в размере 3,8 млн тонн зерна, которые будет проблематично реализовать. В конечном счете, «излишки зерна могут принести негативные последствия для бизнеса, который не сможет реализовать продукцию по приемлемой цене и на вырученные средства обеспечить качественное проведение весенне-полевых работ».

Шеф столичного бюро Власти

Свежее из этой рубрики