Финпол продвигает право на скрытые ОРМ и усиление санкций за нарушения прав интеллектуальной собственности

Тамара Копылова, Астана, Vласть

 

Финпол предложил: усилить санкции за совершение преступлений в сфере интеллектуальной собственности и разрешить скрытые оперативно-розыскные мероприятия по преступлениям, за которые предусмотрены наказания свыше года лишения свободы.

Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью ратует за усиление санкций за совершение преступлений в сфере интеллектуальной собственности. Об этом сегодня, в ходе круглого стола «Интеллектуальная собственность: актуальные правовые вопросы и судебная практика», заявил заместитель председателя Агентства Андрей Лукин.

«Возникают трудности при выявлении и установлении подпольных цехов с дорогостоящим оборудованием, их руководителей, должностных лиц, осуществляющих покровительство изготовлению и сбыту контрафактной продукции, организаторов сети реализаторов и других, - сказал Лукин. - Отнесение рассматриваемых преступлений категории небольшой тяжести затрудняет использование специальных оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых предусматривается только по тяжким и особо тяжким преступлениям».

По словам замглавы финполиции, сегодня по преступлениям в сфере интеллектуальной собственности, у правоохранительных органов, по сути, скованы руки. «По выявлению данного вида преступлениям мы не имеем право проводить скрытые оперативно-розыскные мероприятия, так как это преступления небольшой тяжести. Поэтому вся деятельность финансовой полиции сходится только к визуальному: то, что мы обнаружили, увидели, и все. И предупредить преступления на первых этапах достаточно сложно», - констатировал Лукин.

Кроме того, и «отдельные правообладатели и их представители пассивно защищают свои права: не всегда обращаются в органы уголовного преследования, тогда как их активное взаимодействие с правоохранительными органами повысило бы эффективность борьбы с распространением и изготовлением контрафактной продукции».

Тем не менее, количество выявляемых в этой сфере преступлений растет. Так, в 2012 году органами финансовой полиции в сфере нарушения прав интеллектуальной собственности было выявлено 447 преступлений, с начала 2013 года – почти 500 преступлений. При этом ущерб составил порядка 300 миллионов тенге. Пресечена деятельность 43 подпольных цехов по изготовлению контрафактной продукции.

Андрей Лукин подчеркнул, что для повышения эффективности выявления преступлений в этой сфере, «в проект нового Уголовного кодекса внесены предложения по усилению санкций за совершение преступлений в сфере интеллектуальной собственности. И в проект нового Уголовно-процессуального кодекса - в части проведения скрытых оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям, за которые предусмотрены наказания свыше года лишения свободы».

«Такие нововведения позволяют использовать все возможности оперативно-розыскной деятельности в целях оперативного противодействия незаконному обороту и изготовлению контрафактной продукции», - подчеркнул он.

В свою очередь, вице-министр юстиции Зауреш Баймолдина отметила, что в первом полугодии 2013 года повысилась выявляемость правонарушений на 27%, соответственно, увеличились суммы наложенных штрафов и конфискованной продукции.

Вместе с тем, «вызывает беспокойство отсутствие единой правоприменительной практики по рассмотрению дел, связанных с нарушением прав авторов». В качестве примера она привела ряд судебных решений.

Так, постановлением специализированного административного суда Тараза в феврале текущего года ТОО «Лига Лекс» было признано виновным по ч.1 ст. 129 КоАП (нарушение авторских и смежных прав) за незаконное использование операционной системы «Microsoft Windows XP Professional». Согласно решению суда, на предприятие наложен штраф в размере 100 МРП, конфискованы объекты авторского права и предметы правонарушения (системный блок компьютера).

Районный суд Жамбылской области за аналогичное правонарушение также оштрафовал предприятие на 100 МРП, в доход государства были конфискованы операционная система, а также жесткий диск от системного блока. При этом районный суд в Южно-Казахстанской области при рассмотрении аналогичного дела компьютеры вернул правонарушителю.

Между тем, подчеркнула вице-министр, санкция статьи 129 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает только конфискацию орудий совершения правонарушений.

«Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют, что при применении санкции конфискации по одной категории дел, судами принимаются различные решения в части конфискации изъятых вещественных доказательств», - констатировала Баймолдина.

Свежее из этой рубрики