Замена Протона на Зенит зависит от политического решения, и Казкосмос готов это решение реализовать — Мусабаев

Софья Пашкова, Астана, Vласть

Вопрос о запрете использования ракетоносителя Протон на космодроме Байконур вновь подняли депутаты парламента на «правительственном часе» в мажилисе, с участием председателя Национального космического агентства Талгата Мусабаева. Мажилисмены в очередной раз поставили вопрос об экологии и загрязнении высокотоксичным топливом казахстанской территории.

Глава Казкосмоса признался, что беспокойство депутатов полностью разделяет. И даже был «наказан» за свое беспокойство:

«Здесь же, на заседании парламента, в декабре позапрошлого года я как раз выступал именно с этой точки зрения, и сказал, что я первый сторонник того, чтобы вообще прекратить полеты Протонов. Это был страшный скандал, который вызвал впервые в истории дипломатических отношений Казахстана и России две ноты МИДа России в адрес меня, как человека, который нарушает покой и порядок и бьется за то, чтобы запретить те ракеты-носители, которые являются основной рабочей лошадкой Российской Федерации».

Мусабаев подчеркнул, что ракетоноситель Протон — это «уникальное техническое сооружение, в мире практически таких хороших ракет нет», однако при этом использует «страшно токсичные компоненты топлива».

«Поэтому я и выступал, и сейчас выступаю за это. Но есть международные договоренности, я на них никак воздействовать не могу. Хотя свое слово везде говорю, что надо прекращать действие Протонов на территории Республики Казахстан. Но сделать это сейчас по многим причинам невозможно», — заявил Мусабаев.

Глава Казкосмоса отметил, что именно казахстанская сторона выступает с предложением о замене Протона на Зенит, однако «нам пока не дают это сделать».

«Правда, Зенит — это среднего класса ракетоноситель, а Протон — это тяжелая ракета, и Зенит полностью не может заменить Протон. Но путем глубокой модернизации ракетоносителя Зенит, — а мы уже имеем материалы к этому — мы можем довести грузоподъемность ракетоносителя Зенит до уровня Протона», — заявил Мусабаев.

«Но это потребует больших вложений. Россия это не хочет делать, я вам прямо говорю. Поэтому все это ляжет, видимо, на нашу страну. Если будет принято политическое решение. Мы готовы исполнить это политическое решение», — заключил он.

Свежее из этой рубрики