Президент Казахстана в пятницу на втором заседании Нацсовета общественного доверия анонсировал набор реформ в политической сфере. Они обещают начало либерализации в сфере деятельности политпартий, СМИ и мирных собраний. Радикальных перемен Касым-Жомарт Токаев тем не менее не пообещал, акцентируя внимание на постепенности преобразований.
«Пора адекватно отнестись к публичному выражению позиций»
Токаев сообщил членам Нацсовета, что в стране уже разработан законопроект «О мирных собраниях», при этом «речь идет не просто об изменениях в действующий закон, а о концептуально новом законе, который регламентирует вопросы организации и проведения всех форм мирных собраний», заявил он.
Ключевое изменение президент анонсировал на заседании: проведение митингов станет уведомительным. Сейчас оно разрешительное – организаторам нужно за десять дней до проведения митинга подавать заявку в акимат и тот вправе им отказать.
«Следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов, что соответствует нашей Конституции. Митинги допустимы, если они не нарушают закон, не нарушают общественный порядок и не мешают покою граждан. Это моя принципиальная позиция. Вы ее знаете, мы будем ее закреплять законодательно», - заявил Токаев.
При этом еще до знакомства с текстом законопроекта ясно, что ограничения он содержать будет.
«В нем будут четко определены все формы мирных собраний, установлена компетенция маслихатов по определению специализированных мест, а также таких понятий, как статус организатора, а также участника и наблюдателя, их права и обязанности», - сказал президент.
«Мы должны учитывать общественное мнение»
Другую реформу Токаев анонсировал для политпартий. Для их регистрации, согласно его предложению, теперь нужно будет собрать не 40 тысяч членов, а 20.
«Мы знаем, что есть разного рода препятствия для создания партий. Сейчас для регистрации политических партий должно быть 40 тысяч членов партии. Конечно это было веление времени когда-то. Сейчас, в новых условиях, учитывая мнения и просьбы наших граждан, мы должны изменить [эту норму] и сейчас наше общество должно перейти к новому качественному периоду по партийному строительству. Поэтому для регистрации партии снизить количество до 20 тысяч. Это очень важно», - сказал президент.
Он также выступил за присутствие оппозиции в парламенте.
«Есть активные граждане, которые выражают свои мнения. Мы должны учитывать такие взгляды, общественное мнение. В связи с этим мы должны законодательно закрепить эти вопросы – именно политических меньшинств в парламенте. Например, представители других партий, чтобы они были председателями комитетов в парламенте, для этого мы должны развивать альтернативность законодательной власти. Предлагается внести в соответствующие поправки», - подчеркнул Токаев.
«Партийное строительство», о котором говорит президент страны, действительно активизировалось в 2019-м, после отставки первого президента Нурсултана Назарбаева и выборов главы государства. Сейчас несколько политпартий находятся в процессе создания и они вряд ли будут удовлетворены предложенным изменением.
В прошлую субботу лидер одной из таких новых партий – Демократической – Жанболат Мамай требовал, чтобы парламентские выборы не объявлялись до момента, когда пройдут все политреформы.
«Пока не будут приняты поправки в закон о политических партиях, которые снизят регистрационный порог с 40 000 до 500 человек, пока не будут внесены изменения в закон о митингах, пока не будут освобождены политические заключённые, пока не будут реальные демократические перемены и реформы, мы требуем, чтобы парламентские выборы не проводились в Казахстане», - говорил политик.
Токаев в пятницу не обещал скорых реформ. «Мы должны постепенно вносить правки в законы о партиях и о выборах», - сказал он.
«Достичь разумного компромисса»
Самым неожиданным шагом президента стало обещание декриминализировать клевету. В августе этого года предшественник Токаева Назарбаев на политсовета возглавляемой им партии «Нур Отан» предлагал ужесточить наказание за клевету, но действующий президент пошел обратным путем.
«Еще один важный вопрос, который давно обсуждается и вызывает жаркие дискуссии в обществе – статья 130 (клевета). На первом заседании НСОД предлагалось декриминализировать эту статью. Но оказалось, что есть серьезные контраргументы. Некоторые общественники и даже правозащитники выступают за сохранение этой нормы в Уголовном кодексе, так как речь идет о защите прав человека. В свою очередь ряд госорганов предлагает внести изменения только в первую часть статьи 130. Было организовано несколько рабочих обсуждений. На примере дискуссии по данной норме можно видеть, насколько сложно зачастую найти единой решение. Необходимо учесть все моменты. По итогам анализа всех позиций и нюансов данного вопроса мною принято решение декриминализировать статью 130 УК и перевести ее в адмкодекс», - сказал глава государства.
При этом он считает важным «сохранить высокую меру ответственности, чтобы гарантировать права других граждан защитить их от клеветнических измышлений и нападок».
Президент также сообщил, что «сумели достичь разумного компромисса» по статье 174 Уголовного кодекса (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни).
«Предлагается гуманизировать статью, внести изменения в соответствующую редакцию и более корректно ее изложить. Например, отказаться от формулировки «возбуждение» и использовать более точное понятие «разжигание». Такая формулировка позволит четко зафиксировать более справедливое применение статьи и снимет основные вопросы по ней», - пояснил Токаев.
Правозащитные организации на протяжении многих лет предлагали властям Казахстана декриминализировать клевету, считая, что статья Уголовного кодекса является угрозой для независимой журналистики в стране. В сентябре реальный срок по этой статье получил журналист из Туркестанской области Амангельды Батырбеков. Сейчас суд рассматривает апелляцию по его делу.
«Нужен научный подход»
Касым-Жомарт Токаев также в очередной раз говорил о переходе казахского языка на латиницу. Осенью он уже раскритиковал предложенные варианты и предложил переработать их.
«Требуется проанализировать все аспекты внедрения нового алфавита. Предложенные три варианта оказались несовершенными. Нужен научный подход к этой проблеме», - сказал Токаев.
Он подчеркнул, что «речь не о простом переложении кириллицы на латиницу», а «нужна реформа казахского языка, модернизация». «Мы реформируем именно казахский язык. В таком судьбоносном для нации вопросе кампанейщина, легковесность недопустимы», - заявил Токаев.
Земля, квоты для иностранцев, соцпомощь
Токаев остановился не только на политических реформах, но и на других темах. Он, в частности, потребовал сократить на 40% квоты для иностранных рабочих в Казахстане, вновь указывая на то, что казахстанские работники не должны быть ущемлены в своих правах.
Президент также поручил в разы увеличить налоги на земли, которые не используются или используются нерационально – это должно заставить их владельцев либо работать, либо возвращать землю.
В ходе заседания Токаев также анонсировал повышение адресной соцпомощи и поддержку детям из многодетных семей, требовал обеспечить прозрачность валютной политики и другое.
Созданный в июне этого Нацсовет общественного доверия по замыслу Токаева должен был стать площадкой для разных мнений и выработать ответы на вопросы, которые накопились в обществе. Очевидно, что реформы, анонсированные в пятницу, на втором заседании совета, вряд ли будут горячо встречены теми, кому адресованы – политическим и общественным силам, требующим ускоренной демократизации. Токаев пока может пообещать обществу только «постепенные реформы».
Поддержите журналистику, которой доверяют.