Казахстанцы в мировой политике: кто кроме Назарбаева?

Маргарита Бочарова, Vласть

Громкие кадровые перестановки, которые недавно в очередной раз взбудоражили общественность, как правило, очень редко затрагивают тех, кто свой долг отечеству отдает вдалеке от нее. Vласть выясняет, кто продолжает отстаивать интересы страны, когда речь идет о мировой политике.

Казахстан, как известно, является членом столь широкого круга международных организаций, что, например, наше участие в работе международного союза армейского спорта или азиатского центра по уменьшению стихийных бедствий едва ли у кого-то вызовет сомнение. В наиболее стратегически важных, как у нас принято говорить, организациях республика имеет своих полномочных представителей. Однако для того, чтобы влиять на формирование их политики, представительства, очевидно, недостаточно…

Именно поэтому в стране знаменательным событиям является любое назначение казахстанца на высокий руководящий пост в международных организациях. Откровенно говоря, только трижды в истории можно было говорить о том, что Казахстан удерживает значимые позиции в мировой политике - когда Касым-Жомарт Токаев исполнял обязанности заместителя генерального секретаря ООН, Болат Нургалиев - генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества, Таир Мансуров - генерального секретаря Евразийского экономического сообщества. Должности ниже перечисленных людей едва ли внушат подобный пиетет, однако номинально представляют собой позиции довольно высокого порядка.

Мадина Джарбусынова

В июне 2014 года министерство иностранных дел Казахстана официально известили о том, что отныне Джарбусынова будет исполнять обязанности специального представителя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по борьбе с торговлей людьми. Ранее больше года дипломат координировала проекты международной организации в Украине. За свою карьеру она успела поработать постоянным представителем Казахстана при ООН в Нью-Йорке и вице-министром иностранных дел в самой республике.

Жандос Асанов

С 1 октября 2013 года Асанов находится в кресле генерального секретаря Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств (ТюркПА). Его полномочия истекают в 2016 году. Международная карьера дипломата не может не впечатлять - в свое время он успел поработать заместителем главы офиса ОБСЕ в Минске, советником-посланником постоянного представительства республики при ОБСЕ, исполнительным директором секретариата Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Анель Бакытбеккызы

В 2007 году тогда еще 27-летняя девушка была назначена заместителем исполнительного директора СВМДА и по сегодняшний день, сохраняя свою позицию, входит в состав профессионального персонала секретариата международной организации. Кандидат политических наук по образованию за свою недолгую карьеру она успела два года поработать в посольстве Казахстана в Индии и год - в посольстве Казахстана в Сингапуре. В системе дипломатических рангов достигла уровня первого секретаря.

Дюсен Касеинов

Касеинов находится на посту генерального секретаря международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) уже на протяжении шести лет. Его биография также указывает на то, что он до сих пор исполняет обязанности специального представителя Казахстана по вопросам культурно-гуманитарного сотрудничества в Содружестве независимых государств (СНГ). Примечательно, что Касеинов в свое время чуть больше года возглавлял министерство культуры, а также алматинскую консерваторию им. Курмангазы.

Даниал Ахметов, Тимур Сулейменов, Нурлан Алдабергенов

В рамках работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) - регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства - Ахметов заведует энергетикой и инфраструктурой, Сулейменов - экономикой и финансовой политикой, Алдабергенов - антимонопольным регулированием объединения. Все трое в настоящее время трудятся в Москве в качестве министров ЕЭК. Своей деятельностью они вынуждены каждый день доказывать, что права Казахстана в рамках интеграционного объединения никто не нарушает.

Алихан Байменов

Еще три месяца назад имя Байменова не ассоциировалось с международной деятельностью Казахстана. Кандидат технических наук, он не имел связей с дипломатией, зато руководил и канцелярией премьер-министра, и администрацией президента, и министерством труда и соцзащиты, и агентством по делам государственной службы. С августа 2014 года чиновник возглавляет Управляющий комитет Регионального хаба в сфере государственной службы. Хаб является совместным проектом агентства по делам госслужбы и Программы развития ООН.

Между тем, целый ряд высокопоставленных казахстанских чиновников делит свои обязанности внутри страны с деятельностью в рамках международных организаций. Например, первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин с начала 2014 года является председателем Конференции по энергетической хартии, а министр финансов Бахыт Султанов входит в состав совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Насколько качественно они выполняют свои обязанности по защите интересов Казахстана за рубежом, судить сложно, однако тот факт, что у республики вообще такая возможность есть, не может не радовать.

К слову, недавно одним из главных информационных поводов страны стало отсутствие представителей Казахстана в составе совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) несмотря на известные заслуги страны в области ядерного нераспространения. Заместитель председателя комитета атомного и энергетического надзора и контроля министерства энергетики Тимур Жантикин объяснил, что, во-первых, «чисто исторически так сложилось», а во-вторых, Казахстан из-за неких «бюрократических проблем» до сих пор не вошел ни в одну региональную группу, чтобы претендовать на место в совете.

Остается надеяться, что казахстанским дипломатам рано или поздно все-таки удастся справиться с мировой бюрократией, и Казахстан, наконец, перестанет занимать руководящие посты только в тех международных организациях, создание которых сам некогда и инициировал.

Свежее из этой рубрики