Нынешняя президентская избирательная кампания интереснее предыдущей - политолог

В кратком комментарии о ходе избирательной кампании аналитик Марат Шибутов приходит к выводу, что она не только интереснее, но и значительно необычнее предыдущих.

Если абстрагироваться от личностей кандидатов в президенты и рассмотреть просто их программы, то можно выяснить следующее – на этих выборах в Казахстане соревнуются:

- правый либерал с некоторым уклоном в кейнсианство

- неомарксист-антиглобалист

- зеленый, причем сугубо сосредоточенный на "зеленой экономике"

Это довольно интересно – то есть на этих выборах не представлены идеологии центристов, социал-демократов, правых консерваторов, а есть только представители только либеральных и крайне левых идеологий. С чем связан этот феномен?

На мой взгляд, связан он с внешними по отношению к Казахстану обстоятельствами:

  • Период кризиса в мировой экономике и политике, когда необходимо принимать жесткие и радикальные решения, а промедление или компромиссное решение никого не устраивает и приводит к отрицательным последствиям
  • Позиции наиболее популярных средств массовой информации и интеллектуалов, которые критикуют уже сложившийся миропорядок, указывая на его наиболее проблемные зоны и предлагая перемены

То есть время осторожных решений в стиле «и вашим и нашим» - оно уже прошло. Поэтому востребованность центристско-консервативных позиций понемногу проходит и политическая элита Казахстана переходит к более радикальным и более четким политическим позициям, каких уже давно не наблюдалось. Все это делает нынешнюю политическую кампанию более интересной, чем предыдущие – как отзовется на такое новшество избиратель?

Практически, можно осторожно говорить уже, что есть предпосылки к тому, чтобы политические партии страны поняли - позиция «мы за все хорошее и против всего плохого» уже людей не устраивает, у людей есть определенные и четкие политические взгляды и им надо соответствовать. В общем, возможно, что партии и политические силы перейдут от стратегии «от всех понемножку» к стратегии «нас мало, но мы в тельняшках», то есть перейдут к формированию устойчивого ядерного электората.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики