На пленарном заседании мажилисмены одобрили в первом чтении пакет поправок в законодательство по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. Заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко, представляя законопроект депутатам, постарался рассказать о ситуации так, что Казахстан представал едва ли не центром сосредоточения интересов террористов всего мира.
Так, по данным генпрокуратуры, «в течение последних лет на территории Казахстана было совершено более 10 актов терроризма, приведших к гибели 17 сотрудников правоохранительных органов, и 4 пострадавших со стороны местного населения».
Кроме того, «за прошедшие годы зафиксированы случаи участия свыше 100 наших сограждан в террористической деятельности за рубежом». «Экстремистские и террористические структуры, находящиеся и действующие за пределами Казахстана, не прекращают попыток переноса своей радикальной деятельности в Казахстан», — подчеркнул Кравченко. «Только в 2013 году предотвратили несколько попыток к актам террора, — продолжил замгенпрокурора. — За четыре месяца текущего года в этих же целях возбуждено 57 уголовных дел. Это дела по фактам пропаганды религиозной вражды и розни, пропаганды терроризма и публичных призывов к совершению акта терроризма. По фактам создания руководства террористической группой и участию в ее деятельности, по фактам вербовки или подготовки либо вооружения лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности, по фактам финансирования экстремизма и терроризма — с начала года за совершение указанных выше преступлений по 12 уголовных делам осуждено 20 лиц».
Кроме того, проинформировал он, в связи с распространением в сети интернет материалов экстремистского содержания по заявлениям прокуроров продукция 600 интернет-ресурсов признана незаконной и их распространение на территории Казахстана запрещено. В целом, с 2009 года по настоящий день по заявлениям прокуроров, в судебном порядке признаны экстремистскими и запрещены к ввозу, изданию и распространению свыше полутысячи наименований информационных материалов. С 2004 года по настоящее время в судебном порядке признаны экстремистскими 5 организаций экстремистскими, 15 террористическими.
«Вместе с тем, терроризм и экстремизм до сих пор остается глобальной проблемой, угрожающей международному миру и безопасности, и поэтому, несмотря на принимаемые меры, угрозы терроризма и экстремизма для национальной безопасности нашей страны, граждан и общества нельзя преуменьшать. И во многом это связано со складывающейся обстановкой в Центральной Азии и Ближнем Востоке. Экспертами не исключается активизация деятельности экстремистов и террористов в странах Центральной Азии, в том числе на территории Казахстана после полного вывода коалиционных войск НАТО из Афганистана, возвращения наших сограждан из так называемых горячих точек», — рассказал Кравченко депутатам.
Усиливающимися угрозами, а также поручениями президента и объясняется разработка законодательных поправок. Ими, в частности, вносятся изменения в два кодекса и 13 законов. Так, предлагается в порядке особого производства признавать экстремистскими или террористическими организации независимо от территории их деятельности. «Здесь мы идем в рамках уже существующей законодательной практики. На сегодня организации, зарегистрированные в Казахстане, могут признаваться экстремистскими или террористическими только в обычном исковом порядке. Соответственно, это отрицательно сказывается на сроках рассмотрения судами дел указанной категории и на оперативности пресечения их деятельности. Решения судов по этим делам предлагается превращать к немедленному исполнению», — объяснил замгенпрокурора.
Также предлагается законодательно закрепить процедуру признания судом информационных материалов террористическими. «Если действующее законодательство в судебном порядке позволяет пресекать распространение экстремистских материалов, то такой процедуры нет в отношении материалов с террористическим содержанием, — пояснил Кравченко. — Как показывает судебно-следственная практика, вовлечение наших граждан в терроризм происходит под воздействием не только со стороны зарубежных эмиссаров и проповедников радикальной идеологии, но и информационных материалов с террористическим содержанием. В таких материалах пропагандируется и оправдывается террористическая деятельность, содержатся подробные инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств и совершению актов терроризма. В этой связи закрепление данной процедуры позволит на правовых основаниях пресекать ввоз, хранение, издание и распространение информационных материалов, признанных террористическими».
Предложено законодательно закрепить конфискацию и обращение в доход государства имущества организаций, признанных экстремистскими или террористическими.
«С данным пробелом в законе государственные органы впервые столкнулись в июле 2012 года при признании одной из организаций, зарегистрированных в Казахстане, экстремистской, — объяснил Кравченко, и подчеркнул, — Понятно, что функционирование организаций, занимающейся незаконной и преступной деятельностью, будет пресечено в данной мере лишь при конфискации всех ее финансовых и материальных активов».
Кроме того, законопроектом закрепляются правовые основания по пресечению въезда на территорию страны и выезда за рубеж лиц, преследующих экстремистские и террористические цели.
«В частности, уточняется запрет на въезд в Казахстан иностранцев при наличии у органов национальной безопасности сведений об их причастности к экстремизму или террористической деятельности», — пояснил замгенпрокурора. По его данным, «только за последние 5 лет на территории Казахстана задержано свыше 70 иностранцев, причастных к деятельности зарубежных экстремистских или террористических организаций».
«В целях пресечения въезда и выезда казахстанских граждан за рубеж с экстремистскими или террористическими намерениями предлагается наделить органы национальной безопасности правом объявлять таким лицам обязательные для исполнения официальные предостережения. Мы думаем, что введение данной нормы будет в первую очередь носить профилактический характер», — объяснил он.
Депутаты предложения Генпрокуратуры поддержали. Задав всего два уточняющих вопроса, они одобрили законопроект в первом чтении.