Филипе Кампанте и Дэвид Янагизава-Дротт — доцентыобщественно-политических наук в Гарвардской школе управления им. Кеннеди
Сейчас идет священный для мусульман месяц Рамазан. Согласно одному из пяти столпов ислама — предписаний, которые образуют его основу — в этот период миллионы правоверных мусульман воздерживаются от принятия пищи и питья (а также других запрещенных действий, таких как курение и интимная близость) от рассвета до заката.
Но в разных странах мусульмане проходят данное испытание по-разному. В том смысле, что например для верующих, которые проживают в северном полушарии, день в это время года длиннее, чем для тех, кто живет в южном. Что приводит к более долгому посту в течение суток.
Но так происходит не всегда. В исламе используется лунный календарь. Он содержит около 354 дней и не учитывает високосные года. По этому причине Рамазан медленно сдвигается относительно григорианского календаря, год за годом, на 11 дней. Через десять с половиной лет в северном полушарии Рамазан выпадет на более короткие зимние дни, в то время как мусульманам в странах южного полушария — таких как Австралия и Южная Африка — придется держать более долгий пост каждый день.
Подобная цикличная природа наступления Рамазана является достаточно полезным средством для изучения социологами. Согласно исследованию Национального бюро экономических исследований (прим.-крупнейшей организации по исследованию экономики США), эта цикличность помогает в поиске ответа на еще давно возникший вопрос: «Оказывает ли религия — и в особенности отправление религиозных обрядов — влияние на экономический рост?».
На первый взгляд может показаться, что религиозные обряды (посещение служб, молитвы, изучение священных писаний) могли бы быть причиной для замедления экономической деятельности, отнимая определенное время и усилия, которые можно было бы применить в другом направлении. И в самом деле, несколько недавно проведенных эмпирических исследований показали, что существует негативная связь между религиозными обрядами и экономическим ростом.
Но наличие связи не означает причину и следствие. Причинно-следственное влияние религиозных практик на экономическую активность трудно установить. В частности потому что присутствует слишком много переменных, которые также воздействуют на экономическую эффективность. Как мы можем в таком случае утверждать, что религиозная практика может влиять на экономический рост? Нужно сначала каким-то образом изолировать это воздействие.
Вот где нам и поможет цикличность Рамазана. Так как продолжительность поста во время священного месяца меняется хотя и своеобразным образом, но вполне предсказуемо, на основании лунного календаря и широты (факторов, которые изначально не связаны с аспектами, воздействующими на экономическое поведение), Рамазан представляет собой своего рода естественно происходящий эксперимент: меняется отправление религиозных обрядов, а все остальное остается на своих местах.
Проанализировав данные, полученные при изучении большого количества стран на протяжении нескольких лет, мы выяснили, что Рамазан с более долгим постом в течение дня действительно имеет негативное воздействие на экономический рост преимущественно в мусульманских странах.
Полученный результат можно считать обоснованным, учитывая то, что рост измерялся на основе валового внутреннего продукта, ВВП на душу населения. Данные собирались в качестве показателей за один год и пять лет. Мы также не смогли обнаружить влияние Рамазана с более длительным постом на рост ВВП в немусульманских странах, что еще больше усилило нашу уверенность в полученных результатах.
Согласно нашим подсчетам если средняя дневная продолжительность поста увеличивалась с 12 до 13 часов, экономический рост мог уменьшится примерно на 0.7%.
Собранные нами данные показывают, что негативный экономический эффект Рамазана не ограничивается просто краткосрочным снижением продуктивности, ожидаемой от держания поста. Похоже что Рамазан с более продолжительным постом приводит к тому, что мусульмане предпочитают меньше работать. А точнее работать в более гибких или менее продуктивных сферах деятельности. В то же время — и тут скорее тоже есть связь — мусульмане, которых мы опросили в рамках исследования, утверждали, что их больше волнует религия, чем работа и деньги.
С другой стороны, на основании данных Исследования жизненных ценностей (проекта с целью изучения религиозных ценностей людей в различных странах мира) мы также обнаружили тот поразительный эффект, который по мнению самих верующих мусульман Рамазан оказывает на их благополучие. Те мусульмане, которые держали более долгий пост в течение Рамазана (имеется в виду длительность дня), утверждали, что чувствовали счастье и удовлетворение в своей жизни. Это могло стать результатом духовной практики самой по себе или того социального процесса, который влечет за собой Рамазан. Или результатом изменившегося взгляда на ценности, которые важны в жизни — или сочетание всех этих вариантов.
В более широком смысле, данный пример Рамазана показывает, что религиозные практики могут изменить экономические поведение людей в направлении, которые сложно охарактеризовать как «плохое» или «хорошее» — даже если исключить другие возможные преимущества, которые не являлись целью нашего исследования.
И все же, чтобы не быть слишком простыми в своих суждениях, в заключении хотелось бы сказать следующее: продолжительные дни поста в этом году могут сделать мусульман менее богатыми, но не менее счастливыми.