Памирские истории алматинских велопутешественников

Тогжан Калиаскарова, Vласть

Фото Данияра Мусирова и клуба велопутешественников Lucky Adventures KZ

Алматинцы Ник Мельниченко и Александр Сипетый недавно вернулись из масштабного велопохода по горам Заилийского Алатау, Тянь-Шаня и Памира. Путешественники начали свое приключение 21 июня и закончили его спустя два месяца в столице Таджикистана Душанбе. На встрече с друзьями и близкими они рассказывали подробности своего велосипедного похода и ответили на вопрос – почему велосипед лучший друг в путешествии.

Ник и Александр - основатели казахстанского клуба велопутешественников Lucky Adventures KZ. За плечами у них поездки в Алтай, Горную Шорию, в Хакасию, а в этом году они преодолели маршрут протяженностью 3 000 км и доехали на велосипедах до Душанбе.

По словам Ника, идея путешествия зародилась еще зимой, но изначально они планировали поехать из Алматы в столицу Непала Катманду. В силу финансовых обстоятельств и проблем с визами, реализовать эту идею в этом году у путешественников не получилось, но они реализовали другую – отправились в Памир.

Экстремальное путешествие команды Lucky Adventures KZ по горам состояло из трех этапов.

«Первый этап – это горы Заилийского Алатау: высокогорное плато Ассы, где в непосредственной близости от Алматы люди сочетают современный и кочевой образ жизни. Второй этап – это Киргизия. Мы проехали вдоль озера Иссык-Куль, поднялись к высокогорному озеру Сон-Кель и закончили этот этап в городе Ош. Третий этап – Памир, горная цепь на территории современного Таджикистана. Памирский тракт — автомобильная дорога, соединяющая города Ош, Хорог и Душанбе. Памир сегодня – один из немногих уголков мира, оставшихся почти нетронутыми цивилизацией. Таких мест на Земле с каждым годом остается все меньше, а потому увидеть Памир – редкая удача. Горцы живут так, как жили их прадеды, – разводят яков, пашут землю, едят простую пищу и строят дома без окон», - рассказал Ник.

По словам Ника, казахстанский участок Алматы – Кеген оказался самым безлюдным, на своем пути они не встретили ни одного населенного поселка.

«Зато мы встретили кочевников, живущих в юртах. В горах люди другие, они открытые, добрые, готовые помочь. Нас кормили в каждой юрте, которая попадалась у нас на пути. Местные жители задавали нам одни и те же вопросы – кто нам за это платит, зачем мы путешествуем на велосипедах, да еще и по горам, зачем нам такие огромные рюкзаки», - улыбаясь, отмечает велопутешественник.

Кстати, рюкзаки у ребят были действительно огромными - каждый весом около 35 кг. Ник и Александр не скрывают, на второй день путешествия они уже начали «умирать». Помимо тяжелых рюкзаков, ребят не всегда радовали погодные условия, «горы – непредсказуемые».

«В июне в Алматы была хорошая погода, солнце, жара, но стоило нам подняться в горы, нас залило дождем, который не прекращался 10 дней. Дороги в горах и так не в самом лучшем состоянии, но после дождя их размывает еще больше. Был один момент, когда нам пришлось обратиться к местному жителю, чтобы он помог нам проехать 4 км на своей машине. В итоге, эти 4 км мы ехали более 2 часов. Мы застревали в грязи каждую минуту. Так же у нас на пути встречались очень крутые спуски, которые мы преодолевали пешком», - делятся велопутешественники.

Пожалуй, тяжелые рюкзаки, непредсказуемая погода и размытые дождем дороги – это единственные минусы подобного путешествия, по крайней мере, о других проблемах велосипедисты даже и не вспомнили. Зато о плюсах своего приключения они могли говорить часами.

«На велосипедах хорошо путешествовать, потому что ты открыт, не защищен, люди это видят и относятся к тебе также открыто. На велосипеде всегда есть контакт с людьми, у тебя есть возможность познакомиться с ними, пообщаться. На мотоцикле или машине теряется это ощущение открытости», - рассказывает Александр.

Другим немаловажным преимуществом велопутешествия, по мнению велосипедистов, является экономия.

«Путешествие на велосипеде – самый бюджетный вид путешествия. Грубо говоря, за два месяца мы потратили около 500 долларов на каждого, в эту сумму входил обратный билет на самолет из Душанбе в Алматы. Ничего не сравнится с теми впечатлениями и эмоциями, которые мы получили от нашей поездки», - говорят они.

Ну и самое главное, велосипед для путешественников – независимость.

«Тебе не нужны заправки, государственные номера и техосмотры, разрешения на парковку, ты можешь ехать даже без дороги, преодолевать намного больше препятствий, непреодолимых для более комфортабельных транспортных средств. Движешься ты или нет, зависит только от тебя самого и технического состояния твоего велосипеда, которое тоже, по большому счету, зависит от тебя самого», - делятся велосипедисты.

Путешествие по территории Казахстана, в общем, у велосипедистов заняло 9 дней. Они проехали около 400 км на высоте 8 тыс. метров. Далее Ник и Александр перешли границу и оказались в Кыргызстане. Здесь им предстояло проехать вдоль южного берега озера Иссык-Куль и подняться к высокогорному озеру Сон-Кель.

«Нам бы очень хотелось, чтобы у нас в Казахстане развивался велотуризм, велопутешествия, горные походы. За два месяца мы не встретили ни одного казаха на велосипеде, хотя познакомились с большим количеством иностранцев – велопутешественниками из Японии, России, Франции, Швеции, Швейцарии. Большинство из них находятся в путешествии уже около года. Когда мы приехали в город Ош, в одном из местных хостелов мы встретили 12 велопутешественников, из Казахстана мы были единственными!», - говорит Ник.

По территории Кыргызстана Ник и Александр проехали около 900 км. К концу июля велопутешественники достигли своей цели – Памирского тракта, по нему путешественники проехали 1 500 км.

«Памир напоминает пустыню, там нет никакой растительности, кругом ледники, холодное озеро. На высоте 4 тыс. метров нам пришлось надеть на себя всю одежду, которая у нас была, холод пронизывал все тело», - отмечает велосипедист.

В рамках своего путешествия велосипедисты из Алматы побывали в так называемой 20-километровой нейтральной зоне, которая находится и не в Кыргызстане и не в Таджикистане, а также преодолели самый высокий перевал на территории бывшего Советского Союза - Акбайтал, высота которого составляет 4 655 метров.

«Кстати, на этой нейтральной зоне есть домик, живут там этнический киргизы, которые являются гражданами Таджикистана», - продолжает свой рассказ Ник.

Летнее путешествие алматинцев продлилось ровно 2 месяца. Ник и Александр отмечают, что это их не последнее путешествие, и они уже начали обдумывать будущие маршруты велопоходов, среди которых есть и более масштабные и грандиозные, но для их реализации им нужна спонсорская поддержка.

Велосипедисты отмечают, что, помимо поддержки, они будут рады принять в свою команду любого желающего, который хочет путешествовать по миру на велосипеде и развивать велотуризм в Казахстане.

"Велосипедный город" - новый спецпроект Vласти в партнерстве с Fuse -tea.

В начале октября Fuse-tea организует грандиозный велопарад, который закроет очередной велосезон в Алматы. Следите за анонсами!

Репортер интернет-журнала Vласть

Фотограф Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые