Не прекращая дискуссии о безопасности выделенной полосы для общественного транспорта, алматинские велолюбители не перестают по ней ездить.
Специальная полоса для движения общественного транспорта появилась в Алматы на проспекте Абая в июне 2015 года. Это одна из немногих сквозных улиц соединяющих спальные районы города с центром. Поэтому не удивительно, что уже с первых часов существования отдельные смельчаки, проживающие в микрорайонах, выехали на работу на велосипеде именно по "выделенке".
Менеджер в небольшой компании Ельбек Сулеев третий сезон добирается до работы на велосипеде. Чаще всего именно по проезжей части проспекта Абая. Этим летом, с появлением выделенной полосы, его маршрут особо не изменился, но изменилось время в пути и настроение с которым он проделывает этот путь.
- Ехать стало проще и удобнее, реже приходится лавировать среди автомобилей. Конечно, нарушители гоняющие по "выделенке" попадаются, но в целом трафика меньше, дорога попроще. Отрезок по Абая я проскакиваю до пробок и сейчас ясно, быстрее чем прежде. При этом не затрачивая дополнительных усилий и как-то спокойнее, без внутреннего напряжения что ли , - поделился Ельбек.
Велолюбитель говорит, что понимает, - такое катание Правилами дорожного движения не допускается. Но двигаться посреди дороги, т.е. на полосе, следующей после выделенной, как это предлагается правилами в случае со спец полосой, куда сложнее и опаснее полагает Ельбек.
Ситуация Ельбека не единична. Десятки, если не сотни велолюбителей используют "выделенку" регулярно. И также регулярно в сообществах велосипедистов в социальных сетях продолжается дискуссия, о том можно ли и почему нельзя использовать полосы выделенные для общественного транспорта при езде на велосипеде. Здравый смысл подсказывает многим, что можно. А правила движения, вроде как, не дают однозначного ответа.
Пользователи соцсетей с надеждой заглядывают в ПДД. Согласно правилу 18.2, велосипедам, как полноправным транспортным средствам, движение по полосе общественного транспорта запрещено. Однако, некоторые велолюбители высказывают предположение, что эта норма входит в противоречие с правилом 24.2 гласящим, что велосипеды обязаны придерживаться крайней правой полосы, либо обочины, если это не создает помех пешеходам. "Значит ли это, что исходя из правила 24.2, в случае с полосой выделенной под общественный транспорт, крайняя правая полоса для велосипедиста будет следующей за "выделенкой"? - задаются вопросом велосипедисты с Интернете.
Популярный алматинский юрист Михаил Кленчин всего пару раз проехав на своём велосипеде по проезжей части, решил для себя больше не ездить по городу. Поэтому протестировать "выделенку" ему не довелось. Тем не менее, Кленчин отмечает, в данном вопросе ключевая роль за правилом 18.2 ПДД РК.
- В рассматриваемом случае нет противоречия. Движение любых транспортных средств по выделенной полосе запрещено, поэтому велосипедисты должны двигаться по ближайшей к ней полосе. При этом, следует отметить, что велосипедистам запрещено двигаться по дороге, при наличии рядом велосипедной дорожки, - комментирует юрист.
В тоже время, движение велосипедов по выделенным для общественного транспорта полосам, - очень распространённая практика, в большинстве стран с развитой велоинфраструктурой. Так утверждает Магжан Сагимбаев, - первый казахстанец обогнувший земной шар на велосипеде.
- Когда я проезжал европейский отрезок своей вело кругосветки, не раз встречал во многих городах и в разных странах, улицы на которых допускается движение велосипедов по "выделенке". Я конечно и сам ездил по таким. Это очень удобно за отсутствием велодорожек, - вспоминает велопутешественник.
Опираясь на международный опыт алматинские вело активисты выступили с предложением дополнить Правила дорожного движения нормой позволяющей в отсутствии велодорожки перемещение велосипедов по спец. полосе. Обращение подготовлено и отправлено в МВД, парламент и акимат города Алматы ещё в середине лета.
Чиновники отреагировали довольно сдержано. Руководитель Управления пассажирского транспорта Алматы Талгат Абдрахманов сообщил, что вопрос этот можно поднять "в перспективе", но на сегодняшний день "этот вопрос не стоит". Начальник управления Комитета административной полиции МВД Канат Садвакасов заверил, что лично он не против, но хотел бы прежде "изучить международный опыт".
На этом развитие событий как будто приостановилось. Но вот активисты инициативной группы "Вело-Алматы" не сдаются. Предложение законодательно разрешить использование полосы общественного транспорта велосипедистами вошло в Проект поправок к Правилам дорожного движения, также переданный в Мажилис и МВД. Алматинские велолюбители тем временем, не заморачиваясь правовыми ньюансами, продолжают ездить по "выделенке" несмотря на риск получить от полиции административное наказание.