Велосипедное движение в Караганде имеет свою, весьма самобытную спираль развития, отличную от алматинской или столичной. Неожиданно город шахтёров оказался чрезвычайно живым и шумным вело-приверженцем. Во многом благодаря энтузиазму историко-географического общества «Авалон». Специально для Vласти Александр Габченко беседует с велоактивистом, президентом общества «Авалон» Виталием Шуптаром.
Текущей осенью в Караганде сдали в эксплуатацию первую велодорожку. Счастье есть?
Не могу сказать, что место для её строительства выбрано логично. Чтобы выполнять транспортную функцию, велодорожки должны соединять районы. Наша первая дорожка получилась просто местечковой. Не могу одобрить и технологию, по которой её сделали – использовали не проезжую часть, а отняли от тротуара. Это непременно приведет к конфликтам с пешеходами. Тем не менее, лиха беда начало. Учиться можно и на своих ошибках.
Вообще, мне кажется, ситуация, по крайней мере, на первых порах, будет такой же, как в Алматы. Когда есть велоактивисты которые понимают «что и как», а есть власти и привлекаемые ими проектные и строительные организации, которые далеки от современных норм и тенденций в данной сфере. Тем не менее, велодорожки будут строиться так, как представляют это себе чиновники. Иногда ради галочки, а иногда и создавая какой-то положительный эффект. Я очень надеюсь, на второй сценарий.
А известно ли, как в акимате смотрят на необходимость создания велосипедных дорожек?
Я думаю, даже несмотря на тот факт, что большинством карагандинских руководителей велосипед воспринимается как развлечение, - «на велосипедах не ездят, на них катаются», необходимость создания велоинфраструктуры становится всё более очевидной. Еще лет пять назад при слове «велодорожка» средний чиновник представлял себе какой-нибудь спортивный велотрек. Но велосипедистов за последние годы стало реально больше, и этого нельзя не заметить. Как нельзя не заметить и увеличивающееся количество ДТП с участием велосипедистов, конфликты между велосипедистами и пешеходами и прочие происшествия. Велосипедистов уже невозможно игнорировать.
Региональные власти настроены на диалог с велосообществом?
Такое ощущение, что диалог этот для властей, в некотором смысле, вынужденный. Кажется, что необходимость велосипедных преобразований спускается сверху, возможно в рамках подготовки к ЭКСПО.
Начиная с 2009 года, мы несколько раз обращались в городской и областной акиматы на тему создания велоинфраструктуры. Но в те годы нам особо ничего не отвечали, за исключением отписок об отсутствии средств. В прошлом году, однако, областное Управление природных ресурсов и регулирования природопользования обратилось в «Авалон» за консультацией, и мы подготовили для них небольшой обзор перспектив развития велоинфраструктуры в Караганде (в большей мере, на тему того, где нужнее велодорожки). Как мы видим из практики, пока к нашим рекомендациям не особо прислушались. Однако, какой-никакой, диалог всё же намечается, тем более, что среди городских чиновников появились велолюбители.
Диалог с властями понятен, а как идет диалог с горожанами, с бизнес-сообществом?
Можно сказать, - мы показали Караганде пример того, что такое велопарковка, и для чего она нужна. И в последующие годы значительная часть велопарковок в городе установлена бизнесом при нашем консультативном участии. Также у нас была партнёрская программа, по которой мы предоставляли металлоконструкции, изготовленные на «грантовые» деньги, а заинтересованные лица устанавливали их за свой счет. Совсем без нашего участия в Караганде появилось всего около десятка велопарковок.
Бизнес в принципе готов с нами сотрудничать. По поводу спонсорства наших велосипедных мероприятий инициативу проявляют компании Limpopo Outdoor, «АЛТЕЛ» и Bassar Electronics. То есть, нам обычно даже не приходится убеждать их в необходимости поддержки мероприятий.
Государственный департамент США профинансировал несколько наших идей по своей программе малых грантов, например, те же велопарковки. Поддержали велосипедную экспедицию «К центру Казахской земли», она имела хороший эффект в смысле развития туризма. Помогли провести один из велофестивалей, ещё с их помощью мы выпустили печатную туристскую велокарту Караганды на русском и английском языках, а также сделали онлайн версию в системе GoogleMaps, разработали несколько экскурсионных веломаршрутов по городу. Любой турист может проехать их самостоятельно, имея нашу карту и получая информацию посредством QR-кодов (таблички с ними размещены на туристских достопримечательностях).
Количество велопарковок в городе впечатляет. По моей информации уже более полусотни. Даже Астана не может похвастаться таким количеством.
Первая велопарковка появилась в апреле 2011 года у торгово-развлекательного центра. Как раз в рамках небольшого проекта, спонсируемого Государственным департаментом Соединённых Штатов. Чуть позже мы вновь обратились в американское посольство и получили еще один небольшой грант на установку 8-10 велостоянок.
Не могу сказать, что установка таких парковок стала повальным увлечением карагандинцев, их по-прежнему мало. Тем не менее, организации, живущие не только сегодняшним днем, но видящие и перспективу, постепенно велопарковками обзаводятся.
Как получилось, что строительство велопарковок в Караганде, выпуск карты и прочее оплатили граждане Соединённых Штатов Америки?
Среди членов ИГО «Авалон» имеются выпускники американских образовательных программ, а у Государственного департамента США есть программа мини-грантов для таких людей. Помимо этого, исторически сложилось, что американцы поддерживали велосипедные инициативы в Алматы (первые велостоянки, велопамятка и т.п.), потом переключились на Караганду. Думаю, они были бы не против поддержать велосипедное развитие и в Астане, но я не знаю, текущую ситуацию там.
«К центру Казахской земли», «Бронзовое кольцо Сары-арки» в определенных кругах весьма известные вело экспедиции «Авалона». Что вы привезли из этих путешествий?
Зачастую наши велоэкспедиции становятся разведкой будущих туристских маршрутов (впоследствии не обязательно велосипедных) для работы с коммерческими туристами. Этой работой, правда, занимается уже не «Авалон», а дружественные нам туркомпании, вроде Nomadic Travel Kazakhstan.
Так произошло с маршрутом «Бронзовое кольцо Сары-Арки». Мы тогда впервые увидели те объекты, на которых впоследствии стала строиться работа по развитию экологического туризма в Центральном Казахстане, включая, к примеру, горный оазис Кызыларай. Сейчас это весьма популярное в Карагандинской области туристское направление у иностранных гостей.
Возвращаясь в город, у фестиваля «Караганда-VeloCity», я слышал, не простая судьба. Он еще проводится?
Фестиваль «Караганда-VeloCity» появился в 2008 году. Велосипедные мероприятия мы и раньше организовывали, но тут Управлению природных ресурсов понадобилось отпраздновать День охраны окружающей среды, и мы вместе с Карагандинским «ЭкоМузеем» предложили велосипедный формат мероприятия. С тех пор проведение велофестиваля в июне стало традицией, которая не прерывается по сей день.
На разных этапах в проведение и поддержку фестиваля были вовлечены Карагандинский «ЭкоМузей», ОО «ЭкоОбраз», Государственный департамент США, Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Карагандинской области, компания «АЛТЕЛ», Евразийский банк, Веломастерская Масленникова, ТРЦ CityMall, компания Limpopo Outdoor и другие.
Обычный формат предполагает проведение веломарша по улицам города, а также организацию конкурсной и развлекательной программы (на протяжении многих лет проходила в центральном парке Караганды). Конкурсы, которые мы устраиваем, могут быть велосипедными или просто экологическими, спортивными либо шутливыми по своей сути.
Не скажу, что получение разрешения на перекрытие улиц нам всегда давалось легко. Скорее, наоборот. К примеру, в 2013 году, власти отказались перекрывать, несмотря на то, что до этого перекрывали в связи с чемпионатом по велоспорту. Тогда и дорожная полиция была не против, но акимат сказал свое нет.
Проведение мероприятия в центральном парке, так же с каждым годом становилось все более проблемным, в 2014 году нас донимала патрульная полиция, выясняя, имеем ли мы право на проведение мероприятия (разрешение было). При этом финансирование, пусть и частичное, со стороны властей требовало корректировок в формате мероприятия, делая его неинтересным для публики. А также затрудняло привлечение других спонсоров.
Как же удалось сохранить фестиваль, избежав конфликта с властями?
Мы изменили формат фестиваля. В этом году не стали искать финансовой поддержки государственных органов. Скорректировали маршрут веломарша так, чтобы не понадобилось перекрывать уличное движение на загруженных участках в центре города. А местом финиша и проведения конкурсно-развлекательной программы стала частная зона отдыха в окрестностях Караганды. Без всяких сомнений, в новом формате фестиваль прошел на отлично.
Этой логичный шаг в такой ситуации. Очевидно, что в следующем году «Караганда-VeloCity» будет проведен примерно в том же формате, без участия местных властей. Хотя, на моральную и административную поддержку, мы все-таки надеемся.