Айсулу Тойшибекова, Vласть, фотографии из архива семьи Зверевых
Известный советский и казахстанский зоолог и писатель Максим
Зверев был настолько популярен, что письма, адресованные ему, подписывали
просто: «Казахстан. Звереву», и эти письма всегда находили своего адресата.
Вместе с его дочерью Татьяной Смоляр Vласть рассказывает о его долгой и удивительной жизни.
Максим Зверев родился в 1896 году в еще царской России, недалеко от Барнаула. Максим Дмитриевич был единственным ребенком в семье, его отец – Дмитрий Иванович с раннего детства брал сына на охоту и рыбалку, они много путешествовали по лесам и полям, проводили вечера в походе у костра. Так у будущего зоолога и зародилась любовь к природе. Назвали Максима Зверева в честь Максима Горького, с которым его отца связывали дружеские отношения.
Максим Дмитриевич окончил реальное училище, а затем в 1917 году отправился в Москву с целью поступить в Московский политехнический институт. В то время полным ходом шла Первая мировая война, многие студенты были призваны на военную службу. Максима Зверева отправили на обучение в Алексеевское военное училище. Военное образование в то время давали ускоренным курсом, за четыре месяца курсанты получали звание прапорщика и назначение комендантом станции. Максима Дмитриевича направили комендантом станции сначала в Барнаул, затем военным диспетчером Томской железной дороги.
«Для меня наступило самое тяжелое и ответственное время — по железной дороге хлынула лавина солдат с фронта. Но паровозов и вагонов не хватало. Ехали без всяких документов и билетов, на крышах вагонов. Были случаи, когда уснувшие падали на ходу поезда. Мы дежурили по двое, едва справляясь с приемом и отправлением эшелонов и переполненных пассажирских поездов. Не спали сутками. Случалось, что к виску приставляли дуло пистолета, требуя подачи поезда…», – напишет позже Зверев.
1 сентября 1920 года Максим Зверев и несколько десятков демобилизованных солдат были зачислены на первый курс естественного отделения физико-математического факультета Томского университета.
Университет он окончил в 1924 году по специальности зоолог. В том же году Максим Зверев женился на Ольге, которая училась на том же факультете, по специальности геоботаника.
Первый рассказ Зверева «Белый марал» был написан в 1922 году, а напечатан в 1929 году в Ленинграде. Его одобрил первый литературный руководитель Зверева – Виталий Бианки. Всего Максим Дмитриевич написал более 150 рассказов и сказок. В 1956 году был даже снят фильм по мотивам произведения Зверева «Орел Азамата» – «Крылатый подарок». Пленки фильма решили найти к девяностолетнему юбилею зоолога, однако во время затопления архива, они были утеряны.
Супруги Зверевы с волком. Новосибирск.
В 30-е годы Семья Зверевых переехала в Новосибирск, где Максим Дмитриевич налаживал работу Новосибирского зоопарка, создал первую в городе школу юных натуралистов. В Сибири Зверев считался основоположником региональной сельскохозяйственной зоологии, науки териологии – науки о вредных млекопитающих. В то же время Зверев, как выпускник Алексеевского училища, мог с легкостью быть арестованным и сосланным в лагеря. Однако от этой судьбы его уберегло приглашение поработать в Московском зоопарке.
Московский зоопарк.
В Москве его ожидало уже другое предложение – помочь организовать зоопарк в Алма-Ате, которое он принял и поехал вместе с Мурзаханом Толебаевым – первым директором Алма-Атинского зоопарка. Вместо пары месяцев Зверев остался в Казахстане навсегда, пораженный красотой алматинской природы. Вместе со своей семьей он жил в домике у птичьего пруда на территории зоопарка семь лет, а затем переехал в дом на Грушевой улице, в котором сейчас живут его внуки и правнуки.
Домик у птичьего пруда на территории зоопарка. Здесь семья Зверевых жила с 1937 по 1944 годы.
В 1937 году в Алма-Ате Максим Дмитриевич занялся планировкой территории зоопарка, размещением вольеров, зонированием. Открытие Алмаатинского зоопарка было посвящено годовщине Октябрьской революции и состоялось 7 ноября 1937 года.
Фотография Жанары Каримовой
— Он пишет маме телеграмму со словами: «Алма-Атой очарован. Жду. Целую». Мама была в Новосибирске, мы тогда еще не родились. Мама со своей свекровью собрали кое-какие пожитки и переехали в Алма-Ату. Они семь лет прожили на территории зоопарка. Этот домик стоит и сейчас на берегу пруда. В этом доме появились мы – сначала брат в 1938 году, а я уже в 1943. Теперь в нем находится виварий, – вспоминает Татьяна Максимовна.
«К 1941 году зоопарк в Алма-Ате достиг своего расцвета…», – рассказывал Зверев, а затем началась Великая отечественная война. Мужчин-сотрудников зоопарка, в числе которых и заведующий научной частью Зверев, мобилизовали на фронт. Он часто говорил о том, что он везучий, доказательство этому — мобилизация в армию и направление на восточный фронт военным диспетчером на Восточносибирскую железную дорогу, а затем комендантом станции Нижне-Удинска:
— Папа всегда называл себя фортовым человеком. Действительно, там, в Новосибирске могли ведь арестовать ни за что, ни про что, расстрелять. И здесь, в Великую Отечественную войну его направили на Восточный фронт. Все мобилизованные были поделены по списку. Почти все из комендантов станций, что были направлены на запад, погибли. Он служил на станции Нижне-Удинска, отправлял поезда, эшелоны, – делится воспоминаниями дочь Максима Дмитриевича.
Комендант станции Нижне-Удинска. 1942 год.
Из-за дефицита кадров и корма в зоопарке начались тяжелые времена, многие животные погибли. Тогда начальник главного управления заповедников и зоопарков при Казсовнаркоме Алиби Джангильдин обратился в военное командование республики с просьбой предоставить Максиму Звереву бронь, чтобы он мог вернуться из армии управлять зоопарком. Военное командование удовлетворило запрос. Во второй половине 1942 года Зверев вернулся в Алма-Ату.
Супруги Зверевы с выпущенной книгой. Новосибирск.
К Максиму Звереву регулярно приходили школьники с вопросами, и он всегда всех принимал. Люди к нему тянулись.
— Что касается нашей домашней обстановки, – вспоминает Татьяна Максимовна, – то про нас говорили, что мы удивительная семья. В нашем доме двери всегда были открыты. Мама была у нас мудрой, очень любила детей. Она была первым соратником и другом папы, они жили единым целым. Она заменила отца на его посту, когда он ушел на войну. Все рассказы, которые писал папа, проходили через редакцию мамы. Ольга Николаевна организовала во дворе дома на Грушевой улице маленький театр, где ставились небольшие спектакли, в котором играли дети. Вход был бесплатным, нужно было только прихватить с собой стулья.
У нас в доме всегда жили животные. И волк ручной, и ворон. Брат Володя с другом нашли птенца, выпавшего из гнезда. Они его подобрали и принесли домой, выкормили. Он был очень умным, но агрессивным, признавал только брата. Он научился говорить некоторые фразы, вроде: «Здравствуй, Рёша. Рёша, здравствуй». Причем подражал Володиному голосу, не отличишь. Я однажды даже перепутала. Птица прожила у нас долго. Брата, к сожалению, уже нет в живых, в этом году будет уже одиннадцать лет как он умер. Ворон прожил только полтора месяца после него. Ушел от тоски.
Максим Дмитриевич сам создавал иллюстрации к своим рассказам.
— А однажды папа принес белку-летягу, вот она была забавной, красивой. Белка жила в вольере, все приходили и любовались. Когда ей это надоедало, она к сетке брюшком прильнет и писает на гостей, а те, значит, в ужасе отбегали, – смеясь, рассказывает Татьяна Максимовна.
Поэт Сабит Муканов посвятил Максиму Звереву стих.
Семья Зверевых и сестра Ольги Николаевны (справа).
Максим Зверев за работой в своем кабинете. 1958 год.
Максим Дмитриевич и Ольга Николаевна за работой. 1958 год.
Дом на Грушевой улице.
Максим Зверев и с Василием Песковым у дома в саду 1984 год.
У Зверева была десятитысячная картотека. На библиотечных карточках, которые всегда были с ним под рукой. В них он кратко записывал истории егерей, новые факты и интересные случаи, которые затем использовал при написании своих рассказов и трудов.
Небольшая часть книг, написанная Максимом Зверевым.
Фото сделано на 99-й день рождения зоолога в 1995 году. Рядом с Максимом Дмитриевичем его сын Владимир и дочь Татьяна.
Максим Дмитриевич обладал уникальной памятью, он продолжал работать до конца. Благодаря его публикациям в послевоенные годы была сохранена тянь-шаньская ель, которая подверглась повсеместной вырубке на строительство и дрова:
— Это реликтовое дерево и его нужно сохранить. Папа выдержал много борьбы, вплоть до суда, чтобы защитить от вырубки леса. При поддержке ученых ему удалось победить. В 80-е годы появилась идея построить плотину посередине Балхаша. Это обернулось бы тем, что восточная часть озера просто на просто превратилась в соленую пустыню. Максиму Дмитриевичу вместе с учеными ему удалось защитить озеро.
Максим Дмитриевич Зверев, родившись в конце девятнадцатого века в царской России, ушел из жизни на сотом году жизни уже в независимом Казахстане, он застал зарождение, расцвет и закат Советского Союза.