Осенний марафон казахстанского кино

Карим Кадырбаев, специально для Vласти

Прокат казахстанского кино – явление сезонное и делится условно на два периода – с января по май и с сентября по декабрь. Ни один здравомыслящий продюсер не рискнет выпускать казахстанские фильмы летом по двум причинам: перегруженность прокатной сетки голливудскими блокбастерами и отток потенциальных зрителей, празднующих каникулы и отпуска за пределами города и страны.

Первый период проката казахстанского кино сезона 2015 можно официально считать закрытым после премьеры боевика «Рэкетир 2». Не совсем уместным послесловием был криминальный боевик из Темиртау «Расплата», но его, судя по всему, за пределами Темиртау посмотрело полтора зрителя, поэтому в расчет его можно было и не брать. Если бы не одно «но».

Первый период нынешнего киносезона показал небывалый расцвет южноказахстанского кинематографа в республиканском прокате. Из 11 фильмов, вышедших в прокат в период с февраля по июнь – 4 были произведены в Шымкенте или ЮКО. И если картины «Регион 13» и «Кiлт» прошли относительно незаметно, то драма «Омир-ай» и комедия «Потому что шымкентский» достигли определенных кассовых успехов. Проект Музаффара Эркинова «Расплата» стал своеобразным ответом с Севера на активность южно-казахстанских кинематографистов.

Предсказать дальнейшие действия региональных кинематографистов невозможно, поэтому в обзоре второго периода проката казахстанского кино я попытаюсь сосредоточиться на проектах, чья кинотеатральная судьба более-менее определена.

Проведение премьер двух биографических картин, произведенных на государственной киностудии, задолго до начала проката было довольно странным решением. Тем не менее, картины «Кунанбай» Досхана Жолжаксынова и «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова, представленные прессе и кинематографистам в мае этого года, должны выйти в прокат нынешней осенью.

Фото Рафата Бегишева со съемок фильма "Кунанбай".

Напомню, что целью второго режиссерского проекта актера Досхана Жолжаксынова была реабилитация имени Кунанбая Ускенбаева (отец Абая Кунанбаева), а картина «Аманат» рассказывает о жизни выдающегося казахского историка Ермухана Бекмаханова.

Главные роли в «Аманате» исполнили Берик Айтжанов и Карлыгаш Мухамеджанова. Так уж сложилось, что актеры дважды предстанут на экране в роли супругов. Помимо «Аманата», на экраны также должна выйти картина «Голос степи» Ермека Шинарбаева. Во время презентации проекта на кинофестивале «Евразия» исполнитель главной роли Жерар Депардье позиционировался уже не просто как актер, но и как сорежиссер проекта. Правда, прокатная судьба фильма довольно туманна. Кажется, что киностудия намеревается забыть о существовании этого довольно дорогостоящего проекта, как в свое время была забыта картина «Книга» Ербола Жумагулова.

Еще более туманной (вот уже который год) остается судьба спортивной драмы Аскара Узабаева «Жол», снятой в 2012 году. Каждый год у студии находится новая причина, чтобы не выпускать фильм в прокат.

Кадр из фильма «Шлагбаум»

Впрочем, сам Узабаев в данный момент он занят своим продюсерским проектом «Шлагбаум», который снят Жасуланом Пошановым в рамках манифеста «Партизанское кино». Тепло принятая прессой и зрителями на Международном московском кинофестивале социальная драма также должна выйти в прокат грядущей осенью.

Авторские картины «Раненый ангел» Эмира Байгазина, чей пост-продакшн завершился не так давно и «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова по всей видимости сначала будут представлены на международных кинофестивалях и лишь потом доберутся до отечественных кинотеатров (если доберутся).

Наиболее привлекательными для зрителя должны стать два «казахфильмовских» проекта – лирическая комедия «16 кыз» Канагата Мустафина и военная драма Акана Сатаева «Дорога к матери», чья премьера назначена на декабрь. Так уж сложилось, что в обеих картинах зрители вновь увидят Берика Айтжанова. И это еще не все.

Айтжанов также исполнил главную мужскую роль в драмеди Аскара Бисембина «Адель», рассказывающем о встрече неизлечимо больного композитора с соседкой, которая становится для него музой и исцелительницей. Роль соседки исполнила певица и актриса Асель Садвакасова.

«Адель» станет вторым проектом Аскара Бисембина, выходящим в этом году. Напомню, что дебютная полнометражная работа Бисембина «Свадьба на троих» вышла в марте этого года и была тепло принята зрителями и прессой.

Но не только Бисембин и Сатаев настолько круты, что выпускают два режиссерских проекта в один год. После провала фильма «Кенже», Ермек Турсунов вновь возвращается к своему фирменному притчевому жанру с картиной «Жат», которая должна стать первым отечественным проектом в формате Dolby Atmos.

Последней в этом обзоре значится картина, у которой наибольший потенциал стать главным кассовым хитом уходящего года. Нуртас Адамбай, успешно давший киножизнь келинке Сабине в прошлом году, возвращается на большие экраны с героями другого телевизионного проекта - «Побег из аула».

Картина, получившая название «Побег из аула. Операция Махаббат» также должна выйти на экраны осенью нынешнего года. Помимо участников оригинального сериала, в съемках фильма приняла участие Аружан Джазильбекова, которая наряду с Бериком Айтжановым получает звание главного стахановца казахстанского кино в 2015 году.

Таким образом, до конца года на экраны страны должно выйти около десяти картин, произведенных только в Алматы. Впрочем, не исключено, что государственная киностудия перенесет ряд своих релизов на следующий год. В частности, с вероятностью в 99% очередная серия киноэпопеи «Путь лидера», которую на этот раз снимает российский режиссер Сергей Снежкин, выйдет на экраны только в 2016 году.

В качестве послесловия представлю вам трейлер загадочного проекта «Детектив Джонни» Мираса Толеухана, который позиционируется как первый в истории СНГ рэп-мюзикл. О дате выхода в прокат картины с участием популярных казахстанских рэпперов ничего неизвестно (в самом трейлере указан март 2015, но в марте эта картина так и не вышла).

Свежее из этой рубрики