МВФ одобрил многие экономические решения Казахстана, но считает, что они должны быть подкреплены и другими

Дмитрий Мазоренко, Vласть

С 13 по 26 мая миссия Международного валютного фонда находилась в Алматы и Астане для анализа и консультаций по экономической ситуации в Казахстане. По её результатам, международные эксперты пришли к выводу, что темпы экономического роста в стране действительно ухудшились  на фоне шоков, преимущественно внешних, а финансовые условия значительно ужесточились и привели к возникновению внешних дисбалансов.

В числе главных причин сжатия экономического роста МВФ выделяет замедление развития экономик основных торговых партнеров, спад цен и объемов добычи нефти, а также снижение внутреннего спроса. Последнее ярко заметно в замедлении роста ВВП в I квартале 2015 года до 2,2% в сравнении с 4,3% в I квартале 2014 и с 6% в I квартале 2013. Дополнительно МВФ подкрепляет свой аргумент сокращением банковского кредитования. К примеру, объем кредитов частному сектору сократился на 1% в номинальном выражении, в сравнении с I кварталом 2014 года.

Это снижение привело к замедлению инфляции до 4,6% в апреле этого года в сравнении с 6-8% в апреле 2014. Тем не менее, по оценке экспертов МВФ, дефицит счета текущих операций на конец нынешнего года составит примерно 4% от ВВП. Это произойдет из-за сокращения нефтяных доходов, причем даже несмотря на снижение внутреннего спроса.

Впрочем, рост экономики в среднесрочной перспективе остается менее благоприятным все по тем же причинам – стоимости нефти и спаду в экономике России, что отразится на развитии ненефтяных отраслей Казахстана. «В настоящий момент мы оцениваем потенциальный экономический рост на уровне примерно 4,75 процента, в сравнении с предыдущей оценкой в 5,5-6 процентов», - отметили в МВФ.

Оценивая меры бюджетной поддержки, эксперты МВФ назвали её оправданной с точки зрения антициклического характера экономической политики и инфраструктурных потребностей при значительных фискальных ресурсах. Однако программа Нурлы жол, на которую будет выделено примерно 20 млрд долларов США (что составляет 7,3% от ВВП Казахстана), все же не спасет экономику от снижения потенциального роста, который по оценке фонда должен составить 2,5%.

Впрочем, чтобы обеспечить устойчивость бюджета, необходимо, чтобы меры бюджетной поддержки сопровождались среднесрочной бюджетной консолидацией. МВФ ожидает, что в 2015 году консолидированный ненефтяной дефицит в секторе госуправления вырастет до 11,3% ВВП. Будущая экономическая политика и небольшое снижение доли расходов в ВВП в среднесрочной перспективе, по оценке фонда, постепенно снизят ненефтяной дефицит до 8,7% от ВВП к 2020 году. К слову, их оценка уровня устойчивого ненефтяного дефицита в среднесрочной перспективе составляет 5,5%.

Власти Казахстана предлагают устранять этот разрыв в прогнозах через усовершенствование налогового администрирования и сокращения расходов, которые еще предстоит определить. МВФ же предлагает держать расходы на разумном уровне, укреплять доходную базу и снижать зависимость от нефтяных доходов. Всего этого, по их мнению, можно достичь через сокращение налоговых льгот, в том числе предоставляемых в специальных экономических зонах, а также через усиление контроля за сбором налогов и придание подоходным налогам более прогрессивного характера.

Переходя к вопросу денежно-кредитной политики, эксперты МВФ подчеркивают, что меры Нацбанка помогли снизить инфляцию, но снижение роста экономики и низкий уровень кредитования требуют осторожности в удержании высоких процентных ставок в течение долгого периода.

Параллельно МВФ характеризует относительно высокие ставки на межбанковском рынке, как инструмент противодействия нарастающего спекулятивного давления на валюту. Фонд отмечает, что введение этого инструмента позволило стабилизировать ситуацию на межбанковском рынке.

Заместитель директора департамента монетарных операций и управления активами Национального банка Казахстана Алия Молдабекова рассказала Vласти, что регулятор разделяет озабоченность фонда относительно уровня ставок и уже начал их поэтапное снижение: «Так, 8 мая 2015 года Национальный Банк установил ставки по операциям открытого рынка: обратное РЕПО – 12,0%, валютный своп – 13,75%. Для повышения привлекательности тенговых инструментов увеличен дифференциал между процентными ставками по этим операциям».

В целом же, в МВФ считают, что шаги Нацбанка по совершенствованию денежно-кредитной политики и переходу к инфляционному таргетированию заслуживают одобрения. Они также приветствуют создание комитета по денежно-кредитной политике и усиление независимости центрального банка при принятии решений в области экономической политики. Дополнительно международные эксперты посоветовали Нацбанку создать комитет по денежному рынку, который будет отвечать за проведение денежно-кредитной политики, включая ежедневную оценку условий ликвидности банковского сектора и развития межбанковского рынка. Все это также важно с точки зрения развития Астаны в качестве международного финансового центра.

Говоря о курсе тенге, эксперты фонда поясняют, что его гибкость, наряду с введением новых инструментов денежно-кредитной политики, необходим для совершенствования структуры политики и сглаживания дисбалансов, в том числе и внешних. Более гибкий обменный курс может быть изначально введен за счет расширения коридора обменного курса, при дальнейшей полной отмены коридора, когда условия позволят это сделать. При этом они отмечают, что в этих условиях Нацбанку крайне важно достоверно и последовательно разъяснять свои планы. Тем не менее, из-за растущей уязвимости, Нацбанку необходимо и дальше разрабатывать меры по укреплению финансового сектора.

Переходя к одной из главных проблем финансового рынка – неработающим кредитам, специалисты фонда отмечают определенный прогресс в их сокращении. Однако будущее ослабление экономического роста, особенного в некоторых сегментах ненефтяного сектора, которые фондируются у банков, может привести к очередному росту проблемных займов.

В этой связи МВФ призывает проводить независимую оценку качества активов банков, начиная с операции по объединению Казкоммерцбанка и БТА Банка, суммарный объем просроченных займов которых составляет 70% от объема всего рынка. Они также призывают к прозрачности госсредств, которые могут быть выделены на снижение неработающих займов в консолидированном банке.

В заключение эксперты МВФ отметили необходимость срочной реализации структурных реформ, чтобы обеспечить устойчивый рост. Они указали на еще одну проблему – неравенство доходов как между городскими, так и регионами и сельскими территориями, которая остается вопреки предпринимаемым усилиям. По их мнению, Казахстану важно сосредоточиться на устранении проблем в области инфраструктуры, на укреплении человеческого капитала, институциональном развитии и улучшении делового климата.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые