Казахстанские телеканалы обяжут показывать часть социальной рекламы бесплатно

Тамара Вааль, Астана, Vласть

Фото Марии Гордеевой

Правительство Казахстана внесло в парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы», согласно которому казахстанские телеканалы будут обязаны показывать не менее одного процента социальной рекламы в эфире безвозмездно.

На сегодняшний день в Казахстане осуществляют деятельность порядка 1654 субъектов предпринимательства в области рекламы, из которых 1062 рекламораспространителя и 592 - рекламопроизводителя. Предлагаемые поправки вносят изменения и дополнения в пять кодексов и девять законов.

«Во исполнение антикризисного плана проектом закона в целях сокращения уровня долларизация вводится требование об указании стоимости продукта в тенге», - рассказал о нововведениях вице-министр национальной экономики Айдар Арифханов.

Он также сообщил, 15 казахстанских телеканалов, а это Казахстан, Хабар, 24.кз, Балапан, Билим жане мадениет, Казспорт, Первый канал Евразия, Астана, КТК, Мир, НТК, 31 канал, 7 канал, СТВ и Алматы обяжут показывать социальную рекламу. Она должна занимать не менее одного процента или от общего объема в месяц, и показывать ее должны бесплатно.

«Для продвижения общественных нравственных ценностей, а также имиджевой политики страны посредством широкого распространения социальной рекламы, в целях ее усиления, законопроектом вводится обязанность для обязательных теле-, радиоканалов по размещению на безвозмездной основе социальной рекламы в размере не менее одного процента от общего объёма вещания в месяц», - проинформировал вице-министр.

В интервью журналистам представитель Миннацэкономики пояснил, что за невыполнение этой нормы в законе ответственность не прописана, так как руководители телеканалов «сами не против такого нововведения».

«Если канал вещает 24 часа в сутки, то это означает, что реклама социальная будет 432 минуты в месяц, либо 14,4 минуты в сутки. Те каналы, которые вещают 12 часов в день, условно говоря, конечно, в их плане это будет не совсем приемлемо. Но мы будем настаивать на том, чтобы хотя бы с шести вечера до 12 часов вечера было как минимум два ролика. Это обязательно», - добавил он.

В свою очередь вице-министр информации и коммуникации Алан Ажибаев уточнил, требование по размещению не менее 1% социальной рекламы – мировой тренд.

«Коммерческая реклама в размере 20% у них (казахстанских телеканалов - V) остаётся, это примерно 12 минут в час. Никаких убытков не будет. Социальные ролики будут выходить два раза с шести вечера до полуночи. При этом мы не говорим о хронометраже. Он может быть и 30 секунд и минуту», - заверил он.

Кроме того, проектом закона устанавливается еще ряд новшеств. В частности, для сокращения административных барьеров для предпринимателей по ежегодному продлению разрешительных документов на размещение наружной рекламы, документом предлагается продлить сроки их действия с 1 года до 5 лет. При этом разрешения, выданные до введения в действие законопроекта, сохраняют свое действие в течение пяти лет со дня их выдачи.

Также разработчики намерены усилить ответственность за нарушение запретов в области рекламы. Арифханов сообщил, что за 2015 год было выявлено 11 нарушений в печатных изданиях - отсутствовали данные о лицензировании при размещении рекламы. В телевизионном эфире за этот же период зафиксировано 1484 нарушений (отсутствие данных о лицензировании - 33, прерывание рекламой детских телепрограмм - 969, превышение 20% рекламы от общего объёма вещания в сутки - 482 факта). По словам вице-министра, только по 969 фактам нарушений прерывания рекламой детских телепрограмм, поступления в бюджет могли бы составить более 411 миллионов тенге.

«Назрела необходимость введения соответствующей ответственности за нарушения запретов к рекламе пищевых биологических активных добавок (БАД), установленных кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения», так как, по данным комитета по защите раз потребителей, участились случаи их нарушения. Это приводит к обману потребителей и, в конечном итоге, возможному ухудшению здоровья», - объяснил он.

По мнению Арифханова, предлагаемые размеры штрафных санкций определены на основе установленных ранее штрафов за нарушение требований к языку рекламы, а штрафы за нарушение требований к рекламе БАДов установлены, исходя из уже установленных штрафов за рекламу незарегистрированных лекарственных средств, так как «данные правонарушения схожи по характеру, возможным последствиям и регулируются одним законодательством в области здравоохранения».

Шеф столичного бюро Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики