• 3752
Глава МИД Казахстана назвал нонсенсом размышления о возможном прекращении сотрудничества с Россией по Байконуру
Глава МИД Казахстана Ерлан Идрисов назвал абсурдом предположения о том, что сотрудничество по Байконуру может прекратиться. Об этом он сказал в интервью газете "Коммерсант" в преддверии своего официального визита в Россию.

Глава МИД Казахстана Ерлан Идрисов назвал абсурдом предположения о том, что сотрудничество по Байконуру может прекратиться. Об этом он сказал  в интервью газете "Коммерсант" в преддверии своего официального визита в Россию.

 

Напомним, что шумиха относительно вопросов дальнейшего взаимодействия по космодрому началась в конце прошлого года. В четверг крупные российские СМИ вышли с заголовками о том, что эти разногласия стали причиной скандала между двумя странами. 

 

Vласть уже сообщала, что в конце 2012 года и в январе 2013 года правительство России отправило в правительство Казахстана две официальные ноты. Первая - с требованиями разъяснить выступление главы космического агентства Талгата Мусабаева во время его выступления в парламенте Казахстана 10 декабря. По мнению правительства РФ высказывания главы Казкосмоса были необоснованно резкими. И вторая, по версии российского издания "Известия",  содержала предупреждение о том, что  Россия и Казахстан могут прекратить сотрудничество по всем совместным проектам в области космоса из-за ограничения запусков российских ракет с «Байконура».

 

 

Еще раньше  Казахстан утвердил предоставленный Россией план запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома "Байконур" на 2013 год. Число пусков ракеты-носителя "Протон-М" для запусков космических аппаратов в 2013 году было снижено до 12 (против 14 в 2012 году). Кроме того, предполагается, что запуски космических аппаратов с использованием нового района падения отделяющихся частей ракет-носителей типа "Союз", допустимы только после подписания соответствующего международного договора.

 

Теперь в интервью глава казахстанской дипмиссии заявил о неправильной журналистской интерпретации этих процессов. 

 

" Во-первых, я был удивлен, когда, вернувшись из краткосрочного отпуска, увидел материал «Коммерсанта» по Байконуру и всплеск ажиотажного интереса к этому материалу здесь, в Казахстане. Факты таковы: было выступление руководителя космического агентства, рабочее внутреннее выступление, встреча с депутатами. Естественно, депутаты — очень любознательные люди, они всегда предъявляют повышенные требования к представителям исполнительной власти. Это здоровый интерес, они избранники народа, они должны заботиться об общем благе. Поскольку космическая сфера — одна из важнейших сфер, был нормальный внутренний разговор. К сожалению, журналисты, я не имею в виду только ваше издание, интерпретировали его по-своему. Понимаете, сложные сферы требуют знания специфики. Они же уловили в выступлении Талгата Мусабаева намеки на якобы меняющийся тон по сотрудничеству на Байконуре — вплоть до ревизии этого взаимодействия. Мы, образно говоря, все подняли брови, когда увидели эти комментарии. Это было настолько абсурдно, что нам трудно было даже ответить на них", - рассказал министр.

 

Далее, по словам главы МИДа, произшло следующее,  "видимо, российские дипломаты решили все-таки прореагировать и на всякий случай 15 декабря сделали запрос. Вопрос мы быстро закрыли, наш сопредседатель комиссии по Байконуру, вице-премьер Кайрат Келимбетов, был на прямой связи с вице-премьером РФ Игорем Шуваловым, они этот вопрос обсуждали, даже думали об идее (раскрываю вам внутреннюю кухню) сделать совместное заявление, чтобы все это дело пояснить. А потом, через четыре дня, встретились президенты. Байконур, как и другие сферы сотрудничества: военно-политическая, экономическая, политическая — всегда в повестке дня встреч лидеров. Они обсуждали его в традиционном, партнерском, дальновидном, дружеском ключе, ведь договор по Байконуру рассчитан до 2050 года", - рассказывает Ерлан Идрисов.

 

Глава внешнеполитического ведомства достаточно категорично резюмировал ситуацию:

 
"Россия — крупнейшая космическая держава. Поэтому любые рассуждения и утверждения, что мы откажемся от такого сотрудничества,— это абсурд, это нонсенс", - заявил он. 
 
 
Вопрос казахстанских космических амбиций, господин Идрисов тоже затронул:
 
"Мы запустили два спутника, мы собираемся развивать нашу орбитальную спутниковую группировку и далее. У нас есть планы по запуску ракетных комплексов совместно с Россией и другими партнерами, у нас есть полноценное космическое агентство, руководитель агентства не понаслышке знает эту проблематику. Это все здоровые амбиции — стараться получить максимум из того, что есть у нас в руках. Об этом шел разговор, и об этом говорил глава нашего космического агентства. Безусловно, в такой сложнейшей сфере не может быть все гладко. Когда речь идет о таком количестве техники, кадров, ведомств, необходимо это все скоординировать, согласовать — именно об этом шел разговор. Естественно, наши депутаты интересовались: «А вы не забываете об удовлетворении нужд национальной космической индустрии?» И он говорил: «Нет, мы не забываем!», - отметил он.
 
 
По словам Идрисова, будут предприниматься дальнейшие попытки по развитию проектов, подобных ракетному комплексу "Байтерек":

"Этот комплекс не развился в тот образцовый проект, о котором говорили наши президенты. Они встретились, обсудили, прояснили для себя, почему проект «Байтерек» не сработал, и договорились: «Давайте продолжать работать и думать над другими проектами, которые стали бы альтернативой комплексу “Байтерек”.
 
По словам министра основную роль в сложившейся ситуации сыграли журналисты:

"Я думаю, журналисты неправильно расставили акценты. Жаль, что они забыли о корневом остове — базовом соглашении по Байконуру — и не дождались встречи президентов 19 декабря, а быстро, по-шаблонному решили поиграть на жареных фактах. Я к этому отнесся спокойно, потому что сразу, когда пошли первые волны по выступлению Талгата Мусабаева, встречался с представителями российских изданий и все четко им разъяснил. Президенты наших стран ценят и берегут Байконур как символ нашего тесного и взаимовыгодного сотрудничества. Байконур — проект, ориентированный на будущее. Надеюсь, мы эту тему закрыли", - подвел итог Ерлан Идрисов.

Добавим, что Москва и Астана совместно используют космодром "Байконур" с 1999 года, в 2004 года российская аренда космодрома была продлена до 2050 года. Ежегодный арендный платеж России составляет 115 миллионов долларов.
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2112180?isSearch=True
 
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2112180?isSearch=True
 

 

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики