Казахстанское законодательство недостаточно прозрачно и стабильно для иностранных инвесторов — депутат

Тамара Копылова, Астана, Vласть

59 процентов иностранных инвесторов, работающих в Казахстане, считают недостаточно прозрачной и стабильной нормативно-правовую среду нашей страны. Такое мнение сегодня при обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования инвестиционного климата» в мажилисе высказал депутат Турсунбек Омурзаков.

Опросы ряда компаний показывают, несмотря на то, что 84% опрошенных инвесторов считают макроэкономическую стабильность Казахстана основным элементом его инвестиционной привлекательности, на деле многие сталкиваются с рядом проблем. В частности, по его словам, действующие в стране иностранные инвесторы регулярно сталкиваются со случаями неоднозначной интерпретации норм права и их избирательного применения. Кроме того, судебная и арбитражная системы Казахстана показали свою эффективность при рассмотрении дел с участием инвесторов.

«Респонденты высказали опасения в отношении соблюдения права собственности и гарантии безопасности инвестиций», — сказал Омурзаков в ходе пленарного заседания.

Он напомнил, что в целях привлечения инвестиций в Казахстане созданы и функционируют 10 специальных экономических зон, однако, как показывает практика, не все они реализуют свои возможности. Кроме того, инвесторов очень сильно волнует вопрос коррупции в стране, которая является большим препятствием для ведения бизнеса.

«Согласно исследованию, взятки — это единственный путь получения госуслуги, — констатировал депутат. 33% платили взятки за ускорение процесса оказания услуг, 39% давали взятки в форме подарков и благодарностей. Таким образом, несмотря на прогресс Казахстана в улучшении бизнес климата, принимаемые меры не приносят желаемого результата», — подчеркнул он.

Еще одна проблема, по его словам — низкая осведомленность потенциальных инвесторов о Казахстане и его потенциале.

«Очень сложно уговорить инвесторов вложить деньги в страну, о которой они ничего не знают. 75% инвесторов, не представленных в Казахстане не смогли назвать привлекательным для себя инвестиционный климат Казахстана», — добавил Омурзаков.

Часть проблем в этой сфере признал и сам министр. Ерболат Досаев отметил снижение структуры инвестиций и их объемы по итогам 2013 года в нефтегазовой отрасли горнодобывающем секторе. По его словам, задача государства сегодня — перенаправить инвестиции в обрабатывающие отрасли, что предусмотрено в новой пятилетке программы индустриализации страны.

«В рамках новой пятилетки ГПФИИР мы рассмотрели 6 приоритетных отраслей и 14 секторов, по которым будут предоставлены эти преференции, по которым мы готовы подписать такого рода контракты. это означает, что вопросы, исторически связанные были, у нас в равных пакетах об инвестиционных преференциях были предусмотрены целевые стратегические контракты. На сегодняшний день мы вынуждены признать, что ни одного контракта не подписано», — констатировал он.

Все эти вопросы, по его словам, может решить новый блок поправок в законодательство по совершенствованию инвестиционного климата, который сегодня депутаты одобрили сразу двух чтениях (так как документ объявлен срочным). Как напомнил Досаев, законопроектом предусматривается пересмотр механизма и условий заключаемых с инвесторами инвестиционных контрактов, расширение инвестиционных преференций, а также меры по улучшению инвестиционного климата. В частности, в качестве дополнительных мер господдержки в рамках заключаемых контрактов предлагается освободить инвесторов от уплаты КПН и земельного налога на 10 лет, уплаты на имущество на 8 лет и компенсировать треть капитальных затратинвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию.

«Предусматривается внедрение „стабильности“ налоговых ставок (кроме НДС и акцизов), экологических сборов и платежей сроком на 10 лет с момента заключения контрактов с инвесторами», — сказал Досаев.

Также по информации Досаева, в рамках заключаемых контрактов «инвесторам предоставляется право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период строительства инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений». А в целях минимизации участия инвесторов, заключивших контракт, в сборе и подготовке документов, ограничения их непосредственного контакта с субъектами оказания государственных услуг внедряется принцип «одного окна».

«Вышеназванный пакет стимулов будет предоставляться для новых инвестиционных проектов стоимостью не менее 20 млн.долларов США в приоритетных отраслях экономики в соответствии с государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию», — уточнил министр.

Также документом для обеспечения защиты прав и интересов инвесторов законодательно внедряется институт «инвестиционного омбудсмена».

Свежее из этой рубрики