«Усилие ноги и судорога торса с вращением вкруг собственной оси» - так описывал Иосиф Бродский своего друга – Михаила Барышникова, блистательного советского, а потом и американского «невозвращенца», артиста балета, на которого наш сегодняшний герой - шестиклассник Адильхан Ищанов - стремится быть похожим. Самородок из Алматы в кредит учится балетному искусству в Санкт-Петербурге и уже покоряет лучшие мировые подмостки, а каникулы все равно проводит в родном городе. С мамой и семьей.
В гражданском и без сценического костюма он до трюизма – простой ребенок. Немного задорен взглядом, и лишь тонкая выправка и точная осанка подскажут –мальчик причастен к чему-то большему, нежели типологический подросток из любой точки света, которую не обошла стороной глобализация. Преображается он у станка в питерском зале Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.
Но всего этого могло и не быть - еще пять лет назад мальчику сложно давались коммуникации с миром, большую часть времени он проводил за рисованием и в тишине.
В ту пору школьный преподаватель хореографии увидела в семилетнем мальчике не огранённый алмаз и сказала об этом матери Адиля – Анжеле. Однако, от этого разговора и до Мариинского театра семья Ищановых прошла извилистый путь.
«Учитель умоляющим голосом сказала, что у моего сына идеальные данные. Если честно, я тогда подумала: «Ну, что вы, мальчик! Какие танцы? Не мужское это дело!» Я была категорически против, а преподаватель танцев каждый раз говорила мне о его таланте», - говорит Анжела.
Но скепсис не оставлял девушку - она совсем не прочила своему сыну театральные подмостки. Однако преподаватель танцев разыграла хитрую комбинацию, пригласив Анжелу на выступление сына перед городской комиссией из алматинского хореографического училища имени Селезнева. О том, куда именно она идет, мама не знала, ей сказали – на родительской собрание:
«Мне показалось это странным – родителей других детей не было. Меня посадили рядом с женщинами, которые очень внимательно смотрели на выступления школьников, когда вышла на сцену группа, в которой был Адильхан, они вдруг зашушукались и начали показывать на него пальцем. Потом они спросили у меня, который из них - мой ребенок. Когда узнали, что я - посоветовали мне срочно отдать ребенка в хореографическую школу, но я снова все пропустила мимо ушей», - продолжает свою историю Анжела.
Прошло еще два года, прежде чем, Анжела решила просто попробовать. Она предложила сыну посетить одно занятие в училище. То, что случилось позже – стало ответом на все ее сомнения.
«Если честно, я не могла узнать своего сына после занятия. Он не мог спокойно идти, всю дорогу до дома он танцевал. Мой сын! Ребенок, который постоянно спокойно сидит, молчит и рисует что-то – не мог идти спокойно, он преобразился на глазах! Я не могла в это поверить», - рассказывает Анжела и вновь не может скрыть волнения.
Адиль – серьезный и спокойный, внимательно смотрит на мать. Они больше похожи на старшую сестру и младшего брата – Анжела легкая, черноглазая, улыбчивая. Сын с блестящими от волнения глазами, видимо, переживает этот момент снова: «Да, тогда мне захотелось танцевать», - тихо говорит он мне.
Тогда случилось главное – Анжела тоже захотела. Захотела помочь сыну. Она отдает ребенка на курсы и всячески помогает ему готовиться к поступлению в хореографическое училище. Волнения были, не то чтобы напрасны, скорее – преувеличены. В 9 лет Адильхан без особых сложностей поступает в Алматинское хореографическое училище имени Селезнева и начинает познавать азы балетного искусства.
Позже, узнав об Академии русского балета имени Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге, десятилетний Адильхан сам захотел туда поступить. Но на все это упиралось в популярные сложности вроде финансового вопроса и территориальной удаленности. Ждать помощи было неоткуда. К сожалению, помогать талантливым и подающим надежды у нас любят меньше, чем помогать уже состоявшимся.
«Адильхан стал часто говорить мне, что хочет учиться в Вагановке. Я пыталась ему объяснять, что это дорого, что это далеко, но в итоге решила, что мы просто обязаны попробовать…» - добавляет Анжела.
«Те, у кого есть дети, меня поймут. Хотелось подольше подержать около себя ребенка, тем более, когда ему всего 10 лет. Потом пришло понимание того, что это не собственность, это – личность. У мальчика - способности. Тем более что в балете работает принцип – чем раньше начнешь, тем больше сможешь. Я не могла думать только о себе в тот момент», - говорит Анжела.
Анжела взяла кредит в банке, и семья отправилась в Санкт-Петербург. Наверное, странно говорить это о городе гроз и гениев, но именно день сдачи экзаменов заговорил дождем. До этого – было солнце, в тот, памятный для Ищановых день - Питер принял свои любимые очертания.
«На улице стояло примерно 300 родителей, все - под одной единственной аркой, скрываясь от дождя, мы ждали своих детей. Практически все, кто поступал в академию – были девочки. Процентов 10 только мальчики. Но им все равно не делали поблажек», - говорит Анжела.
В 2012 году Адильхан Ищанов был единственным казахстанцем среди всех поступающих в знаменитую Вагановку, ректором которой является Николай Цискаридзе. Академия славна не только ее главой, но и очень строгими экзаменами и правилами приема. Желающие пытаются поступить туда годами - Адильхан сделал это с первого раза.
В этой истории от начала и до логического «чек-поинта», есть какая-то символичность – от «правильной» учительницы до фамилии «Ищанов» в списке поступивших.
Для Адиля тоже было важно успешно сдать экзамены именно в тот год – ведь его кумир – Барышников окунулся в «замок красоты» (коим, по определению того же Бродского, является классический балет), будучи тоже 9-летним ребенком. Сегодня за спиной Адиля уже более 10 серьезных постановок («Щелкунчик», «Аида», «Дон Кихот», «Шурале» и др.) блестяще отработанных на сценах Мариинского, Александринского и Большой театров. Но при этом, он не бросает рисования, сам говорит, что совмещает. Мама не против – кто знает, может быть, мальчику легче так мечтать. И однажды эти мечты уже привели его на большую сцену….