На пути в ОЭСР

Тогжан Калиаскарова, Vласть

В октябре 2005 года был проведен обзор ОЭСР Казахстана, по его результатам стране было дано 34 рекомендации. Члены ОЭСР уделяют большое внимание экономическому положению стран, а также разработке новых положений, к примеру, как Национальный план действий в области бизнеса и прав человека, который поспособствует развитию государства. Vласть отследила историю взаимодействия Казахстана и ОЭСР и узнала, над какими проектами идет работа в рамках вхождения в данную организацию.

На сегодняшний день правительством Казахстана проводится работа по вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития. Казахстан стремится получить статус постоянного наблюдателя в четырех комитетах (Комитет по инвестициям, Комитет по политике в области образования, Комитет по сельскому хозяйству и Комитет по промышленности, инновациями предпринимательству) ОЭСР, что предоставит возможность разработать и осуществить более эффективную экономическую политику страны.

Этапы мониторинга Казахстана и рекомендации со стороны ОЭСР

В сентябре 2007 года Казахстан прошел первый раунд мониторинга в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (субрегиональная инициатива ОЭСР по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии), где получил рекомендации в антикоррупционной политике, уголовной ответственности за коррупцию и предотвращение коррупции.

В итоге, после первого раунда, было установлено, что 3 рекомендации были выполнены полностью, 6 рекомендаций были выполнены в основном, 18 рекомендации было выполнено частично и 6 рекомендации выполнены не были.

Со времени первого раунда мониторинга в Казахстане были приняты два важных закона, которые предусматривают изменения в положениях об ответственности за коррупционные нарушения. Данные законы были направлены, в том числе, на исполнение рекомендаций, которые были даны Казахстану после первого мониторинга.

В ходе первого раунда мониторинга, правительству страны посоветовали внести дальнейшие изменения в законодательство до достижения полного соответствия обязательным международным стандартам в сфере уголовной ответственности за коррупционные правонарушения.

Для представителей ОЭСР после первого раунда мониторинга показалось позитивным внесение изменений в декабре 2010 года, которыми были предусмотрены положения о конфликте интересов для государственных служащих, ограничениях после увольнения с госслужбы и обязанность государственного служащего информировать о коррупционных правонарушениях.

В то же время, первый мониторинг показал ряд недостатков в вопросах законодательного обеспечения добропорядочности на публичной службе – широкий и необоснованный перечень политических должностных лиц, отсутствие четких критериев при проведении конкурса на административные должности на основе личных заслуг и качеств, возможность занятие таких должностей вне конкурса.

Также немаловажной рекомендацией со стороны ОЭСР являлась искоренение проблемы с обеспечением права доступа к информации и принятие закона о доступе к публичной информации, который будет соответствовать международным стандартам.

29 сентября 2011 года в Казахстане прошел второй раунд мониторинга, к предыдущим 34 рекомендациям ОЭСР обновил 15 рекомендаций и включил 17 новых. После второго мониторинга было выявлено, что 8 рекомендаций были выполнены полностью, 12 рекомендаций выполнены в основном, 11 рекомендаций выполнены частично и 2 рекомендации не выполнены.

В случае принятия Казахстана в ОЭСР, страна не будет получать прямых финансовых выгод, так как организация не выделяет денежных средств, но может поделиться опытом экономической и социальной политики. Государство-член ОЭСР имеет доступ к опыту управления рыночной экономикой, накопленному передовыми странами за длительный период. Также членство в ОЭСР оказывает напрямую положительное влияние на граждан страны. К примеру, принципы ОЭСР охватывают множество аспектов жизни, как политических, социальных, так и защиты прав человека.

Говоря о защите прав человека, ОЭСР, опираясь на стандарты ООН, уделяет большое внимание защите прав человека в бизнес-среде.

Принципы ООН и ОЭСР по вопросам бизнес и прав человека

В 2011 году Совет ООН по правам человека единогласно одобрил Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Сегодня Руководящие принципы стали общепризнанной нормой, направленной на предупреждение и ликвидацию негативного воздействия предпринимательской деятельности на права человека.

Следуя этим принципам, государство обязано защищать права человека, обеспечивать защиту от нарушений прав человека третьими сторонами, включая предприятия.

Государствам следует осуществлять надлежащий контроль в целях выполнения своих международных обязательств в области прав человека при заключении контрактов с предприятиями или принятии законодательных актов в их интересах для предоставления услуг, которые могут оказать воздействие на осуществление прав человека.

Данные принципы ООН легли в основу концепции и принципов ОЭСР, которые представляют собой рекомендации, совместно адресованные правительствами многонациональным предприятиям. Они предлагают принципы и стандарты добросовестной практики в соответствии с действующим законодательством и всемирно признанными стандартами. Соблюдение Руководящих принципов предприятиями является добровольным и не имеет обязательной юридической силы.

Следует брать во внимание, что Руководящие принципы ОЭСР не заменяют внутренние законы и положения, и не должны рассматриваться как вышестоящие над ними. Тем не менее, в странах, где внутренние законы и положения противоречат принципам и нормам Руководящих принципов, предприятия должны искать способы, чтобы учитывать принципы и стандарты в полном объеме, а не ставить их в противовес внутреннему законодательству.

Для целей Руководящих принципов не требуется точное определение многонациональных предприятий. Эти предприятия работают во всех секторах экономики. Как правило, они представляют собой компании или другие юридические лица, созданные в более чем одной стране, и связанные таким образом, что они могут совместно координировать свою деятельность разными способами.

Руководящие принципы не направлены на введение разного отношения между многонациональными и отечественными предприятиями; они отражают эффективную практику для всех. Соответственно, многонациональные и отечественные предприятия имеют одинаковые ожидания в отношении ведения бизнеса, Руководящие принципы имеют большое значение для обеих сторон.

Правительства желают призвать к как можно более широкому соблюдению Руководящих принципов. Хотя считается, что малые и средние предприятия не могут иметь одинаковые возможности, что и крупные предприятия, правительства, поддерживающие Руководящие принципы, призывают соблюдать рекомендации Руководящих принципов в максимально возможной степени.

Национальный план действий в области бизнеса и права человека

Рабочая группа ООН настоятельно призывает все государства разрабатывать, осуществлять и совершенствовать Национальные планы действий как часть их обязательства по распространению и выполнению Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.

В 2013 году три страны-члена ОЭСР Великобритания, Италия и Нидерланды разработали Национальный план действий для своих стран. В свою очередь правительства Дании и Швейцарии находятся в процессе разработки данного плана.

Инициативная группа казахстанского Центра исследования правовой политики (LPRC) при поддержке Правительства Великобритании начала работу над проектом внедрения положений Руководящих принципов ООН о предпринимательской деятельности в аспекте прав человека в процесс формирования государственной политики и предпринимательской практики в Казахстане.

Целью данного проекта является разработка проекта Национального плана действий в области бизнеса и прав человека для дальнейшего утверждения и реализации на практике государственными органами и частным бизнесом.

Вслед за Великобританией, Италией и Нидерландами, лидирующих в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности, Казахстан стремится занять высокое место в рейтинге. Гражданское общество в лице LPRC уверены, что с внедрением в работу Национального плана действий в области бизнеса и прав человека будет осуществляться соответствующее государственное регулирование, которое обеспечит эффективное вовлечения бизнес-структур в сферу продвижения и защиты прав человека и повышения их социальной ответственности.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики