Хорхе Рамос – журналист, лауреат премии «Эмми»; ведет новостное телевизионное шоу «Америка с Хорхе Рамосом» на американском кабельном канале «Fusion»; телеведущий на «Univision Network». Изначально работал в Мексике. Теперь работает во Флориде. Автор девяти бестселлеров, в том числе «A Country for All: An Immigrant Manifesto» («Страна для всех: манифест иммигранта»).
Мы – Американцы – потребители, которые окружают себя различными вещами. Вследствие чего каждому из нас нужно сделать выбор, который будет иметь значение в нашей жизни: нужно ли накапливать бесполезные вещи или избавляться от них? Лично я всегда был склонен ко второму варианту.
В 2013 издание «The New York Times» опубликовало информацию о том, что 5% американцев имеют скорее привычку к накопительству, что последняя версия американского Руководства по диагностике и статистике психических расстройств относит к психиатрическим симптомам.
Я же страдаю от противоположного состояния. Когда я брожу по дому, то беру все, что попадается под руку, что не нужно или не использовалось более одного года, и несу это все на помойку. Среда – самый веселый день. По средам приезжают уборщики мусора. Иногда я с радостью наблюдаю, как весь ненужный хлам исчезает в недрах их грузовика.
Экономика США основана на бытовом потреблении. То есть на вещах, которые граждане покупают и продают. Все общество строится на бурной деятельности приобретения и избавления от вещей. Согласно данным Агентства по охране окружающей среды США в среднем каждый американец выкидывает около 2 килограммов мусора каждый день, но мы выбрасываем меньше, чем храним.
Избавление от вещей – это своего рода форма искусства. Сначала вам нужно определить, какую вещь вы хотели бы выбросить. Затем оценить, служит ли данная вещь какой-то цели или представляет эмоциональную ценность для вас. Если нет, выбросите ее немедленно. Мы храним много ненужных вещей просто потому, что легче оставить их на своих местах, чем избавиться от них.
Я хотел бы избавиться от многих вещей, но у меня просто не хватает смелости. Когда я последний раз переезжал из одного дома в другой, то нашел пару диктофонов с кассетами, которые больше не производят; CD дисков с информацией в формате, который больше не используют; и несколько памятных вещей вроде открыток, картинок, сувениров, африканских масок, фрагментов Берлинской стены и даже несколько кукол из мексиканского штата Чьяпас. Последние утратили свое значение уже давно. Эти предметы очень трудно выбросить. В какой-то момент они что-то значили, но время превратило их в обычный мусор. Когда же это произошло?
В своем бестселлере «Меняющая жизнь магия наведения порядка: японское искусство избавления от ненужных вещей и организации пространства» («The Life-Changing Magic of Tidying Up: The Japanese Art of Decluttering and Organizing») японский автор Мэри Кондо предлагает очистить весь дом за один день. Причем избавляться от вещей лучше разделив их по категориям. А не убирать комнату за комнатой. Оставляйте те вещи, которые делают вас счастливыми.
«Доставляет ли эта вещь радость? Если да,оставьте ее», - пишет автор.
«Если нет, выбросите». Философия наведения порядка Кондо проста: порядок в вашем доме приведет к порядку в вашей душе и освободит вас. Но это не так просто.
На протяжении последних пяти лет мой бухгалтер шлет мне налоговые декларации. Каждую из них я распечатываю и храню. У каждого гражданина США есть все основания бояться американского Налогового Управления. Поэтому у меня хранится куча коробок с документами, расходами и счетами еще с 1983 года. И что мне делать со всеми этими бумагами? Могу ли я их выбросить?
Также мы имеем привычку хранить личные вещи. Та скорость, с которой совершенствуются технологии, сократила время, в течение которого наши покупки остаются полезными. С того момента, когда вы покупаете какую-либо вещь, практически все, что имеет кабель, почти или уже устарело. Начиная с компьютера и телефона и заканчивая телевизором.
У нас также есть кибер-мусор. Каждый вечер я удаляю электронные письма, прежде чем покинуть офис. Я оставляю только те, на которые отвечу на следующий день. Но у некоторых моих коллег в почте хранятся тысячи писем. Они боятся удалить их на тот случай, если когда-то они понадобятся. Они годами хранят электронные письма и не осмеливаются избавить себя от них простым нажатием кнопки «Delete».
Мой самый худший ночной кошмар – это Розовый домик. Так мы с друзьями называли дом, в котором еще студентами жили в начале 80-ых. Рядом с Калифорнийскимуниверситетом в Лос-Анджелесе (США). Владелец дома годами предавался накопительству всего – от газет до шкурок авокадо. В общем, настоящий Плюшкин. Он умер в куче своего же мусора во мраке зловонного мира, который сам же и создал.
Я недавно видел его абсолютную противоположность в аэропорту индийского города Варанаси: на посадку шли монахи босиком. Единственное, что было у них из земных вещей, так это длинные робы. Я даже рискну сказать, что они выглядели счастливыми и свободными. Но я сомневаюсь, что буддистский принцип отказа от желаний во избежание страданий будет легко применить в западном обществе.
В конечном счете, социологи говорят нам, что все дело в балансе – не слишком много, но и не слишком мало. Но наша проблема не имеет прецедента, потому что мы производим и имеем так много вещей, что если не будем избавляться от них быстро, то умрем закопанными под ними.
Пожалуйста, выбросите этот текст. Не храните его. Просто отпустите.