• 7180
Глубокие карманы Apple: что можно сделать с 159 млрд долларов?

Ник Билтон

У крупных технологических компаний есть проблемы, которые пожелал бы иметь каждый. Ведь у них в запасе огромные суммы наличности.

Согласно отчету Moody’s Investors Service, к концу 2013 года американские компании нефинансового сектора скопили в общей сложности $1,64 триллиона. И большая часть этих сбережений принадлежит таким технологическим гигантам как Apple, Google и Microsoft.

У Apple, конечно же, самый большой запас в размере $159 миллиардов. Еще десять лет назад, до прихода на рынок iPhone, у компании было лишь $5,5 миллиарда.

Долларовыми купюрами из резерва Apple можно было бы выложить около 630 квадратных миль (1013,88 км). И, похоже, в компании рады, что резервы остаются нетронутыми. Хотя и не объясняют почему.

Экономист Джон Мейнард Кейнс объяснил, что компании стремятся к накоплению своей наличности по трем причинам: чтобы проводить ежедневные транзакции, защитить себя в случае замедления роста рынка и быть готовыми к возможности дальнейших инвестиций.

Компания Apple уж точно не использует свои наличные запасы для каких-либо приобретений. В отличие от своих конкурентов компания тратит очень мало денег на покупку новых или старых технологий.

Например, Google потратили миллиарды долларов на видео сайты, роботов, технологию самоходных автомобилей и программное обеспечение для систем искусственного интеллекта. Компания Amazon занимается приобретением компаний по производству роботов, услуг в сфере электронной коммерции и стартапов по производству компьютерного оборудования. А Facebook за последние два месяца потратил свыше $20 миллиардов на покупку платформы обмена сообщениям и технологии виртуальной реальности.

В Apple же едва потревожили свои запасы за последние десять лет. Из приобретений – компания AuthenTec, занимающаяся разработкой сенсора отпечатков пальцев; голосовая услуга Siri; и аналитическая компания Topsy.

У компании Apple нет ни единого приобретения на сумму больше миллиарда долларов. Ни роботов, ни самоходных автомобилей, ни шлемов виртуальной реальности.

В феврале в своем интервью изданию «The Wall Street Journal», генеральный директор Apple Тимоти Д. Кук заявил, что компания знает, что делают другие крупные компании, но не стремится покупать что-то просто ради покупки.

«Деньги не прожигают дыру в нашем кармане. Мы считаем, что из 10 вариантов нужно выбрать самый лучший», - объяснил Кук. По его словам, Apple «не собирается покупать что-либо лишь для того, чтобы показать, какая это большая компания».

В то же время деньги прожигают дыру в кармане инвесторов, которые хотят, чтобы Apple использовала свою наличность для выплаты дивидендов, покупки акций или того и другого. Главный инвестор – миллиардер Карл Икан – возглавляет дискуссии по этому поводу.

Аналитик Moody’s Рик Лейн, написавший отчет по наличным запасам компании, заявил, что возможно Apple оставили какую-то часть запасов на черный день. Как он говорит, однажды у Apple «могут настать тяжелые времена, и им придется надеяться на добрую волю других».

«А чтобы не надеяться на фондовые рынки, порой очень непостоянные, для подстраховки лучше иметь на руках наличность на тот случай, когда за одну ночь может начаться крах», - объяснил эксперт.

Итак, что же Apple может купить на свои огромные сбережения?

По сравнению с Google, Apple живет настоящим днем, а не надеется на далекое будущее. (К примеру, Google разрабатывает автономных роботов и машины).

Компания Apple может без проблем опередить своих конкурентов в этой гонке и просто достать до Марса. Да, речь идет о планете. Недавно ученые NASA заявили, что человеческая миссия на Марс с целью строительства колонии будет стоить около $160 миллиардов. В NASA даже выдвинули идею, что крупные корпорации могли бы проспонсировать путешествие.

В прошлом году Филипп В. Шиллер, старший вице-президент по глобальному маркетингу корпорации Apple, рассказал, что до разработки iPhone, в руководстве компании обсуждалась идея разработки автомобиля.

Вместо того чтобы начинать с самого начала, компания Apple могла бы взять менее 20 процентов своих наличных запасов и приобрести Tesla за $30 миллиардов. Останется только покрасить машину в белый цвет, налепить логотип Apple, поставить букву «i» в начале, и вот – у нас появился новый продукт iTesla.

Конечно же, Apple захотела бы тут же зайти на рынок автономных машин. Ведь за ними будущее всей индустрии. Поэтому компания могла бы купить несколько лабораторий, занимающихся разработкой искусственного интеллекта или приобрести те робототехнические компании, которых еще нет у Google.

Или Apple могла бы заняться телекоммуникациями. Есть не так уж много компаний, на которых Apple полагается больше, чем на гигантов в сфере телекоммуникаций. Хотя Apple сама разрабатывает дизайн и производит модели iPhone и iPad, компании все еще нужны Verizon, AT&T, Sprint и T-Mobile, чтобы эти устройства можно было подключать к интернету, скачивать музыку и видео.

А почему бы не обойти этих телекоммуникационных операторов? Компания T-Mobile, которая может похвастаться наибольшей скоростью интернета на планете, сейчас стоит примерно $26 миллиардов, что составляет около 16% от наличного запаса Apple. Sprint обойдется дороже. Его рыночная стоимость оценивается в $37 миллиардов.

Более того, Apple смогла бы купить обе компании. И у нее еще бы осталось $90 миллиардов.

Скорее всего, в Microsoft понимают всю боль Apple. В 2002 Microsoft была богатой компанией с запасами в $36 миллиардов. Хотя Билл Гейтс всегда считал, что у компании должно быть достаточно резервов, которых бы хватило на работу с нулевой прибылью в течение года, инвесторы были не согласны с его мнением и хотели дивидендов.

Компания пыталась противостоять требованиям инвесторов. Но, в конечном счете, под давлением уступила и выплатила первые дивиденды.

И мы все знаем, что случилось с Microsoft в последующие десять лет.

Источник: The New York Times

Перевод Нины Кузнецовой, специально для Vласти

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые