• 6778
Граунд-Зиро: храм памяти погибших 9/11 хранит свои истории

Дэвид В. Дунлап. Олбани, Нью-Йорк

Двадцать историй жизни, связанных с «граунд-зиро» («нулевая отметка» на месте Всемирного торгового центра, разрушенного в результате терактов 11 сентября 2001 — V.) , его существованием и местонахождением, 20 историй, известных тому, кому это действительно важно. Более десяти лет Семейная комната была местом памяти о жертвах трагедии. Местом памяти о том ужасе, который люди испытали в 2001.


Это было обычным помещением в 54-этажном здании Уан-Либерти-Плаза. Там семьи жертв страшной трагедии 11 сентября могли оставаться наедине со своими воспоминаниями. В этом временном убежище они могли передохнуть, укрыться от дождя и любопытных взглядов прохожих. Понемногу это место — без какого-либо плана — превратилось в своего рода мемориал, о котором знали только они.

Постепенно, непреднамеренно все мысли и чувства любви и утраты заполнили все пространство комнаты. Фотографии повсюду: на столах, стенах и даже окнах, через которые теперь не увидишь то место, где раньше стоял Всемирный торговый центр. Все здесь говорит о том, что погибшие живут в сердцах своих близких; они не остались там, под завалами. Джим, Джонатан, Харви, Гэри, Джин, Уеллес, Исайя, Кэтрин, Кристиан, Джуди...

«Какая башня? Какой этаж? Вот, что спрашивают о наших близких», — делится своими воспоминаниями Никки Стерн, чей муж Джеймс Поторти стал жертвой 11 сентября. «Уж точно не так мы хотели, чтобы относились к нашим любимым. Семейная комната стала началом рассказа историй жизни погибших, который вели сами семьи».

И это были чуть ли не единственным подобным местом на «граунд-зиро» — секретным убежищем, спрятанным от глаз рабочих, покупателей, соседей и посетителей, которые проходят мимо здания каждый день. Изначально превратиться в мемориал не было его целью. И о нем мало кто знал до сегодняшнего дня.

На этой неделе в 150 милях от «граунд-зиро» Семейная комната — хранящая в себе тысячи историй любви и утраты — открыла свои двери всем в первый раз, став выставкой в музее штата Нью-Йорк в городе Олбани. На экране дисплеев рассказывается о той тесной связи между родственниками и их близкими, убитыми 13 лет назад в результате террористических атак на башни-близнецы.

Впервые Семейная комната открылась в апреле 2002 в помещении, предоставленном компанией «Brookfield Office Properties», владеющей зданием Уан-Либерти-Плаза, расположенном рядом с местом трагедии на улице Черч-стрит. Предъявив специальную карту посетителя, родственники погибших могли приходить в обычные рабочие дни или вечером, а также по выходным и праздникам.

На двадцатом этаже, за дверью с табличкой «The Family Room», родственники погибших могли посидеть на удобных креслах или постоять у широкого окна. Комната была предназначена для «спокойных размышлений». Так говорилось в заявлении 2002 года компании «Lower Manhattan Development Corp.», которая создала эту комнату. Ее офис, как и офис Национального мемориала и музей 11 сентября фонда «Мемориал Всемирного торгового центра», расположен несколькими этажами ниже.

Здесь был устроен уголок для детей. Расставлены коробки с салфетками. Фотографии, стихи, открытки, рисунки и личные вещи с самого первого места памяти погибших, расположенного на пересечении улиц Либерти и Вест, принесли сюда.

С того момента количество памятных предметов в Семейной комнате постепенно увеличивалось. И каждая новая вещь была отражением того, как семьи погибших прощались со своими близкими.

Среди предметов, выставленных в музее в Олбани, можно найти фотографии и мягкие игрушки, церковные свечи, библию на корейском и английском и барабан, макет Всемирного торгового центра и обломки с мемориала на месте башен-близнецов, искусственные цветы и настоящие речные камни, свитер с эмблемой полиции, красную бандаму и пару очков в оправе с прикрепленной к ним запиской «Чтобы ты мог видеть в раю».

Когда этим летом на смену Семейной комнаты в Уан-Либерти-Плаза пришло новое место в павильоне Национального мемориала и музея 11 сентября, Государственный музей и музей-мемориал тщательным образом задокументировали все, что находилось в прежнем месте. А Государственный музей получил те предметы, которые сами члены семей погибших решили не забирать.

В понедельник Марк Чейминг, директор Государственного музея, лично следил за последними приготовлениями.

«Это самое сокровенное», — говорил он о личных предметах, выставленных перед ним.

«И это превосходит все остальное», — пояснил он, имея в виду огромные куски искореженного метала и наполовину сгоревший двигатель позади себя.

По словам Чейминга предметы, собранные в Семейной комнате, принадлежат 1 000 погибшим. Это почти одна третья часть жертв той страшной трагедии.

«Это уникальная и единственная в своем роде коллекция фотографий людей, погибших 11 сентября», — сказал он.

Государственный музей работал в сотрудничестве с «Lower Manhattan Development Corp» и мемориальным музеем, чтобы уведомить родственников жертв о предстоящем приобретении.

«У них была возможность вернуть предметы себе или пожертвовать их», — объяснил Чейминг.

И еще два года у них будет возможность при желании вернуть личные вещи своих близких.

«Они могут просто прийти или связаться с нами и сказать: это единственная фотография моего сына и я хочу получить ее назад», — заверяет Чейминг.

«Мы не хотим, чтобы в нашей коллекции были вещи, которые родственники погибших не хотят отдавать».

Нельзя сказать, что выставку было легко организовать.

«Показать людям все те записки, воспоминания, фотографии и памятные сувениры, предназначенные для личного или частного просмотра, было действительно трудным решением для членов семей жертв», — рассказывает Антула Катсиматидес, бывший представитель компании-разработчика, которая принимала участие в проекте Семейной комнаты. Ее брат Джон тоже погиб на месте Всемирного торгового центра 13 лет назад.

«Я думаю, это было правильным решением», — считает она.

«Сначала я чувствовала необходимость защитить все те эмоции, которые были внутри. А теперь, после всех этих лет, я поняла, что пришло время, чтобы люди увидели нашу боль, нашу утрату, нашу любовь и нашу силу. Чтобы они поняли, что мы чувствовали и чувствуем к своим любимым близким».

Утрата и любовь — оба эти чувства можно увидеть в поздравительной открытке, адресованной Джуди Хэйзель Фернандес. На ней изображена забавная лягушка на кувшинке под букетом розовых водяных лилий, со стрекозами летающими вокруг. Ей было 27, когда она погибла при взрыве Всемирного торгового центра.

«Сегодня тебе исполняется 35 лет», — написано на открытке. «Нам тебя не хватает, и ты всегда будешь рядом. Приглядывай за нами».

Завернутая в ткань и положенная в специальную коробку с табличкой о том, к кому она относилась в Семейной комнате, поздравительная открытка является — пусть и маленькой — но важной по силе эмоционального воздействия частью коллекции, которая по подсчетам представителей музея занимает 300 квадратных футов.

«Пока что для нас это — временное место пребывания», — рассказывает Меррил Тиш, советник Государственного совета регентов, при котором действует Государственный музей в качестве образовательного департамента.

«Мы будем использовать его как возможность найти постоянное место поближе к граунд-зиро, которое имеет огромное значение для семей погибших».

По словам Чейминга ежегодно музей посещает 700 000 человек. Для тех, кто не может приехать, на своем веб-сайте музей выложил уникальные панорамные фотографии Семейной комнаты в хорошем качестве. Они дают посетителям сайта возможность виртуально посетить все уголки выставки.

Можно часами смотреть на все предметы. Но уже через несколько минут вы уведете свой взгляд от экрана, увидев ту боль огромной и тяжелой потери, отраженной в таком небольшом пространстве.

И хотя события 11 сентября постепенно исчезают из общественного сознания, не стоит забывать, что для кого-то скорбь никогда не исчезнет.

© 2014 New York Times News Service

Перевод для Vласти Нины Кузнецовой

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые