Стивен Ли Майерс, Джо Бекер и Джим Йардли, Санкт-Петербург, Россия
В марте, спустя несколько недель после того, как российский президент Владимир Путин присоединил Крым, «Совет рынка» (некоммерческое партнерство, саморегулируемая организация, объединяющая участников рынка электроэнергии) собрался в офисном здании недалеко от Кремля обсудить оптовый рынок электроэнергии. На долю этого колоссального бизнеса приходится 2% ВВП России. Это превосходный источник дохода для банков, которые в течение долгого времени обладали эксклюзивным правом на его обслуживание.
Тем не менее, без какого-либо предварительного уведомления или общественных дискуссий, в тот день Общее собрание проголосовало за то, что в апреле бизнес перейдет к банку «Россия» - менее крупному предприятию, которому на тот момент уж точно не хватало возможностей начать выполнять свои функции. Для банка «Россия» это было чистой воды везение, сулившее доходом в размере около $100 миллионов в виде ежегодных банковских комиссий. И все же это был не единственный новый вид деятельности. Государственные корпорации, местные управляющие органы и даже Черноморский Флот в Крыму вдруг начали переводить свои счета в этот банк.
За считанные дни банк на банк «Россия» обрушился золотой дождь. Причем, со всех уголков российского государства. А в конце марта Соединенные Штаты сделали банк «Россия» приоритетным направлением санкций, эффектно превратив его в изгоя глобальной финансовой системы. Теперь Кремль начал отступать назад, уводя за собой прибыльные счета в целях сокращения болезненного воздействия.
Причина, почему Кремль поспешил поддержать банк «Россия», аналогична той, из-за которой США – а позже и их европейские союзники – включили банк в свой санкционный список. Эта организация обладает особым привилегированным статусом. Не зря в администрации Обамы его называют «личным банком» круга приближенных Путина. Созданный и управляемый близкими друзьями, а также коллегами российского президента (с которыми он начинал свою карьеру в Санкт-Петербурге), банк «Россия» является символом коррумпированного капитализма Путина, который превратил лояльных к нему людей в миллиардеров, чье влияние на стратегические сектора экономики в свою очередь помогло ему установить жесткий контроль над властью.
Теперь санкции испытывают его экономическую и политическую систему на стойкость. И хотя по заявлению Барака Обамы меры, направленные на приближенный круг Путина, наносят вред российской экономике и притесняют главенствующих в ней олигархов, многие из последних с насмешкой относятся к санкциям, считая их лишь раздражающими и сравнивая их с экономическим «бритьем». И Кремль тут же поспешил изолировать власть имущих от воздействия подобных мер.
Банк «Россия» тесно связан с корнями путинской системы. Основанный на закате Советской эры, некогда маленький банк «Россия» после периодов взлета и падений, а затем быстрого расширения за счет поддержки щедрых граждан государства теперь имеет активы в размере $11 миллиардов. Банк представлен во всех секторах экономики и контролирует огромную финансовую империю, включая акции самого могущественного частного медийного конгломерата страны, являющегося ключевым инструментов Кремля в формировании общественного мнения. То, как банк переживает период санкций, можно смело считать показателем того, будет ли достаточно экономического давления, чтобы заставить Путина отступить в те времена, когда соседние страны – особенно Балтийские – испытывают все возрастающее беспокойство в отношении агрессивной России.
Путин пришел к власти, поклявшись устранить «как класс» олигархов, сосредоточивших в своих руках огромные состояния при его предшественнике Борисе Ельцине в пост-коммунистическом хаосе 1990-х. В сознании нового президента эти олигархи представляли собой опасность с политическими последствиями. Но вместо него сформировался новый класс олигархов – людей со скромным советским прошлым, которые были обязаны своим богатством Путину и в замен безоговорочно предлагали ему свою политическую верность.
«Эти ребята вышли из низов и при Путине стали миллиардерами», - сказал в недавнем интервью Сергей Алексашенко, бывший заместитель министра финансов и сотрудник центрального банка.
Если современное российское государство – это Кремлевская корпорация, то Путин – это ее президент, наделяющий своих друзей властью над государственными компаниями и раздающий прибыльные контракты по сделкам, вызывающим обвинения в коррупции, но создающим при этом видимость законности в рамках путинской системы.
«Он дает и забирает», - рассказывает Михаил Касьянов, занимающий пост премьер-министра во время первого президентского срока Путина. «Они зависят от него, а он зависит от них».
Этот круг приближенных лиц сформировался вокруг Путина, еще когда он начал свой скромный подъем по карьерной лестнице – от сотрудника КГБ до чиновника среднего уровня при мэре Санкт-Петербурга.
Один из лояльных к нему людей –председатель банка «Россия» и крупнейший его акционер Юрий Ковальчук. По образованию физик. Иногда его называют российским Рупертом Мердоком за его роль в качестве архитектора медийных «интересов» банка. Среди других акционеров банка «Россия» есть несколько богатейших людей страны, включая сына двоюродного брата Путина и даже старого питерского друга (виолончелиста, который раньше был ведущим музыкантом в знаменитом Мариинском театре).
В Кремле долго отрицали тот факт, что друзьям Путина отдаются особое предпочтение. Но приобретая многие из своих холдингов, находящийся в частном владении банк «Россия» получил определенные выгоды в результате некоторых постановлений Кремля, которые позволили ему приобретать выигрышные государственные активы по заниженным ценам. Тем временем, реальный объем приобретений банка искусно скрывается за теневыми корпоративными структурами, которые устроены по типу матрешки. Одна в другой.
Согласно некоторым данным тот факт, что банк «Россия», владеет одной крупной телевизионной компанией – например – умело скрыт с помощью офшорных компаний в Панаме, на Британских Виргинских островах и даже в простом бетонном доме на улице Карпату в Никосии (столице Кипра), чей владелец даже не имеет понятия о том, что компания зарегистрирована в его здании.
На начальном этапе украинского конфликта несколько европейских лидеров выражали неоднозначную точку зрения об отчуждении России, которая при путинском правлении стала неизмеримо богаче, чем она была в советское время. Россия стала востребованным партнером в глобальной экономике, источником дешевого природного газа для Европы, в которой богатые россияне тратили миллиарды долларов на приобретение недвижимости на Лазурном Берегу и в одном из самых дорогих районов Лондона - Белгравии.
Но противостояние в некоторой степени пошло на убыль, особенно после падения пассажирского авиалайнера над восточной Украиной в июле, в результате которого погибло 298 человек. В этом месяце, несмотря на беспокойное перемирие между пророссийскими сепаратистами и правительственными войсками Украины, Запад объявил новый раунд санкций, направленных не только на ближний круг Путина, но и на российскую экономику. Некоторые критики, однако, считают, что зачинщики этой карательной стратегии в корне не понимает того, как работает путинская система.
Геннадий Тимченко, предприниматель в сфере торговли нефтью и инвестор банка «Россия» (чья холдинговая компания также попала под действие санкций), признал в недавнем интервью с информационным агентством «ТАСС» наличие некоторой степени раздражения. Он был не особо доволен тем, что не смог полететь на своем частном самолете во Францию, чтобы провести там отпуск со своей семьей и собакой Роми, которая кстати является потомком путинского любимого черного лабрадора Кони.
И все же, по его словам, он никогда не позволит себе ставить под вопрос политику российского президента на Украине, чего бы это не стоило компаниям подобным его.
«Это невозможно», - сказал он, предпочитая обращаться к Путину по имени и отчеству. «Владимир Владимирович действует в интересах России в любой ситуации. Без компромиссов. Нам даже не придет в голову обсуждать это».
А пока США и Европа продолжают усиливать свое экономическое давление на Россию, остается под вопросом то, как правительство сможет продолжать поддерживать увеличивающееся число учреждений, столкнувшихся с санкциями. Российская экономика испытывала трудности еще до присоединения Крыма. Европейский банк реконструкции и развития недавно спрогнозировал, что при дополнительном воздействии санкций Запада и ответном запрете на западные товары со стороны Путина, экономика ослабнет уже в следующем году.
Другие компании выстраиваются за банком «Россия» в надежде на спасение. Со своей стороны Путин осудил санкции, которые несправедливо нацелены на людей, не имеющих влияния на российскую политику в Крыму и на Украине.
«Ну да, это мои друзья. Я горжусь, что у меня есть такие друзья», - заявил Путин, выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в мае. «Они абсолютно патриотично настроенные люди, их бизнес ориентирован на нашу страну. Нанесли эти санкции им ущерб или нет? Нанесли. Надо прямо сказать: да, нанесли. Но они тоже предприниматели с известным опытом, ещё до введения санкций они все свои деньги вывели в Россию, так что за них особенно не переживайте».