• 7779
Олигархи, богатые настолько, что не берут взяток, пытаются снизить градус напряжения в Восточной Украине

Эндрю Хиггинс

Два месяца назад Геннадий Корбан, бизнесмен-миллионер, улетел в Израиль, чтобы избежать возмездия за поддержку оппонентов бывшего украинского президента Виктора Януковича. После отстранения последнего от власти, Геннадий триумфально вернулся к себе домой на частном самолете, чтобы начать новую жизнь в качестве госслужащего.

Корбану 44 года. Теперь он работает по 14 часов в день в сером офисном здании еще советских времен за скромную зарплату, которой не стыдится. Он вспоминает, что заниматься бизнесом было приятнее и спокойнее, чем бороться за сохранение территориальной целостности Украины.

Но с того момента, когда Россия присоединила Крым в марте, разместив десятки тысяч войск на украинской границе к востоку от этого промышленного города, такие как Корбан стали частью движения за полную готовность в неистовой борьбе против российского президента Владимира Путина.

Будучи не в состоянии выделить деньги на решение проблем, охвативших жестоко разделенную восточную часть Украины, слабое и практически обанкротившееся правительство Киева решило направить богатых людей в русскоговорящие регионы страны, чтобы убедить тамошнее население в том, что их будущее не в России, а на Украине.

Начальник Корбана – Игорь Коломойский, губернатор Днепропетровской области, недавно назначенный киевскими чиновниками. Коломойский - миллиардер, имеющий свой бизнес в банковской и нефтяной сфере, металлургии и СМИ. Он занимает второе или третье место как самый богатый человек на Украине, в зависимости от того кто как считает. По его словам он сам не подсчитывал размеры своего состояния. Подметив, что «действительно богатый человек – это тот, кто не знает, сколько денег у него есть».

Еще один заместитель Коломойского – Борис Филатов, партнер Корбана в бизнесе дорогих торговых центров и других предприятий.

Сергей Тарута, металлургический магнат с состоянием в миллиарды долларов, теперь отвечает за соседний восточный регион – Донецк. Он пытается утвердить там украинское правление после кратковременного пророссийского путча, возглавленного самопровозглашенным «народным губернатором», который теперь сидит в тюрьме.

В прошлом месяце Тарута в интервью назвал попытку захвата власти «театром абсурда», предположив, что сценарий был прописан Москвой и разыгран русскими, замаскированными под местных. Однако в воскресенье пророссийские активисты снова разыграли представление, захватив здание областной администрации Донецка, где находится офис Таруты, и размахивая российскими флагами из окон.

Назначение богатых бизнесменов на влиятельные должности – достаточно любопытный поворот в украинской революции, которая по большей части стала причиной общественного недовольства огромным состоянием небольшой группы плутократов, наживших состояние при Януковиче и, за небольшим исключением, остававшихся в стороне на протяжении трех месяцев протестов против него.

Как сказал Коломойский – который на протяжении почти всех событий находился за пределами страны – он пришел к такой мысли не за тем, чтобы закрепить себя и других бизнесменов у власти. Это было скорее реакцией на чрезвычайную ситуацию, в которой требовалось снизить страхи представителей русского населения на востоке, напуганных революцией, которая, по их мнению, исходила от украинских националистов запада.

«Это сигнал обществу», - объясняет Коломойский. «Если у власти стоят олигархи, чувствуют себя в своей тарелке и видят свое будущее на Украине, обычные люди еще больше будут чувствовать, что они вне опасности». Однако он также допускает, что обычные люди «возможно не будут уважать олигархов или им подобных».

По его мнению, после предъявленных Россией обвинений, что власть захватили нацисты, люди на востоке были рады увидеть приход в правительство мультимиллионеров, которые не заинтересованы в экстремистских беспорядках или возрождении неонацизма, особенно учитывая «их еврейское происхождение».

Коломойский, русскоговорящий гражданин Израиля и Украины, до недавнего времени проживал в Швейцарии, где сейчас остались его жена и сын. Коломойский и его заместитель Корбан – евреи.

Филатов называет себя «стопроцентным русским без капли украинской крови». Он также улетал в Израиль в конце января.

«Кроме небольшой кучки маргиналов, никто здесь не собирается кидать цветы в русские танки», - заявил Филатов. Недавно он убедил более 20 местных групп - включая несколько пророссийских фракций, которые приветствовали присоединение Крыма Москвой – подписать декларацию против российской агрессии в поддержку территориальной целостности Украины.

Павло Хазан, демократический активист, помогавший здесь организовать серию протестов против Януковича, рассказал, что многие простые люди не доверяли богачам, в том числе губернатору, просто из-за принципа. Но с другой стороны они осознают, что «в этот важный момент им нужен сильный человек в регионе», который знает, как эффективно руководить, и который «не будет брать взятки».

Пока фракционное национальное правительство Украины в Киеве было сильно напугано аннексией Крыма Россией и ее зловещими военными маневрами, Днепропетровская область оперативно занялась формированием собственного регионального совета безопасности, организацией резервных командных пунктов с запасом воды и еды, а также разработкой детальных планов действий чиновников, полицейских, пожарных и других госслужащих в случае вторжения.

«Пока они там, в Киеве, спорят - мы готовимся к действию», - заявил Корбан.

Нижний этаж здания областной администрации превратился в бесплатно арендованный офис Штаба национальной защиты области, возглавляемого Юрием Березой, отставным солдатом, сражавшимся на стороне советской армии во время афганской войны. В Штабе уже насчитывается больше 7 000 волонтеров в возрасте от 16 до 78 лет, готовых бороться в случае российского вторжения.

Новый губернатор Коломойский из своего собственного кармана купил на $5 миллионов дизельное и авиационное топливо, а также аккумуляторы для военной техники, которой не хватает финансирования и достаточно оснащения со стороны государства.

По словам Корбана он также убедил сотрудников областной администрации, что никто не будет уволен за поддержку прежнего правительства или за случаи мелкой коррупции в прошлом, потому что «они вынуждены были работать в той системе, которая существовала». Если бы каждый, кто когда-либо брал взятки, был бы наказан, «у нас бы полстраны сейчас сидели в тюрьме». «Это толерантная революция, мягкая революция», - добавил он.

И все-таки, новые областные руководители сократили число государственных служащих на 10 процентов, особенно тех, кто получал зарплату и при этом редко показывался на работе. И они планируют сократить еще. Корбан настаивает на том, что им движет не политическая месть, а стремление применить коммерческую логику делового управления к государственной службе.

Некоторые из противников бывших лидеров Украины жалуются, что новое правительство не слишком далеко ушло. Также они ставят под вопрос мотивы Коломойского, который до своего назначения в начале марта большую часть времени провел за границей и публично не выступал против Януковича.

В то же время принадлежавший ему украинский телевизионный канал часто передавал репортажи в пользу протестующих. И эта позиция вызывала недовольство президентского лагеря, как и стала причиной регулярных звонков раздраженного Януковича.

«Нам нужно сменить не только людей, но и всю коррупционную систему», - сказал Виктор Орел, лидер местного представительства националистической группы, известной как Правый сектор, которая участвовала в столкновениях с властями в Киеве из-за, по ее мнению, слабых изменений. Орел признал, что Коломойский использовал свои деньги для помощи военным, но предположил, что это было сделано лишь для того, чтобы частично принадлежавшая Коломойскому энергетическая компания выиграла контракт на поставку топлива военным силам.

Коломойский отрицал этот факт, заявив, что контракт на поставку топлива не имеет отношения к этой коммерческой сделке. Благодаря внушительной скидке на рыночные цены у военных появилась возможность получить топливо без предоплаты.

Кремль только подогрел подозрения в наличии скрытых мотивов посредством регулярных - порой нереальных публикаций на российских государственных новостных телеканалах. Пока последние не были сняты с украинского эфира 12 марта. По их заявлению новые руководители Днепропетровска набивали свои карманы, преследовали этнических русских и вели всю область к голодной жизни.

Помимо ведения пропагандистской войны, Москва также пыталась подорвать порядок на Украине после Януковича посредством экономических санкций. Россия закрыла путь на свой рынок для большого количества украинских товаров, включая ракеты, производимые днепропетровской флагманской компанией «Узмаш». А без российских заказов Узмаш стало трудно оплачивать счета за электричество и зарплату своим 10 000 сотрудникам.

Чтобы успокоить людей, считающих их приход на государственную службу как способ расхищения общественных фондов, олигархи Днепропетровска единогласно решили отказаться от зарплат, автомобилей и охранников, которые полагаются при их должности.

Тарута, новый губернатор Донецка, также работает на общественных началах. А до того, как пророссийские активисты штурмовали здание его администрации в воскресенье, он стремился к уменьшению напряженности, чтобы затем иметь возможность снова вернуться в свой бизнес. К вопросу о своей работе в правительстве он сказал: «Я не хотел этого, не ждал и никогда бы не согласился, если бы мне не предложили на таком высоком уровне». Последнее относилось к новому руководству в Киеве. И добавил, что все члены его семьи «были против, потому что понимали весь риск».

The New York Times

Перевод Нины Кузнецовой, специально для Vласти

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые