• 11022
После неспокойного 2014-го Голливуд с надеждой смотрит в 2015-й

Брукс Барнс, Лос-Анжелес, США

Перенос срока релиза крупных проектов от студий Pixar и Universal. Появление пиратских версий «Неудержимые 3» и «Энни» перед официальным выходом. Компанию «Warner Bros» преследует одна неудача за другой. Хакеры вынудили Sony отменить выход комедийного фильма.


К концу года продажи билетов в кинотеатрах Северной Америки достигнут примерно $10.5 мрд. Согласно прогнозам по кассовым сборам от компании «Rentrak», занимающейся измерением и изучением медиа индустрии, это на 4% меньше, чем было в прошлом году.

Ежегодные изменения объемов не являются чем-то уникальным для внутреннего рынка США, на котором происходит как увеличение, так и уменьшение, в зависимости от линейки вышедших фильмов. И все же, итоговый результат будет наименьшим показателем с 2000 года (с учетом инфляции).


Несмотря на успех таких проектов, как «Стражи галактики», «Лего.Фильм», «Дивергент», «Черепашки-ниндзя» и «Бегущий в лабиринте» - которые были или возобновленными франшизами или новыми проектами – низкие кассовые сборы затронули практически каждый жанр и сегмент целевой аудитории.


Конечно, в этом году не было крупномасштабных бюджетных провалов подобно «Одинокому рейнджеру», но по крайней мере десять фильмов не достигли ожидаемых результатов на внутреннем рынке США. Что по мнению аналитиков свидетельствует о структурном ослаблении отрасли.

Такие высокобюджетные фильмы как «Новый человек паук: Высокое напряжение» и «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» не достигли ожидаемых кассовых сборов. Также как и среднебюджетные комедии, включая фильмы «Маппеты-2», «Миллион способов потерять голову», «Домашнее видео» и «Несносные боссы-2». Ранее многообещающие анимационные картины также настигла полоса неудач. А «Пингвины Мадагаскара» и «Самолеты: огонь и вода» не оправдали ожиданий.

Ни одна из претендующих на художественность драм не стала прорывом года, подобным в свое время ставшим хитами «Черному лебедю» и «Линкольну».


Больше всего в Голливуде опасаются того, что культура просмотра в кинотеатрах в Северной Америке меняется в разрезе поколений. В частности, молодая аудитория уменьшается по мере того, как качество фильма становится менее важным, уступая возможности пообщаться с противоположным полом.


Но данная группа предпочитает оставаться дома. Среди причин – видео-игры, YouTube, смартфоны и всевозрастающая потребность в альтернативе фильмам.

В этом месяце компания «The Nielsen Co.», являющаяся мировым лидером в сфере маркетинговых исследований, заявила, что в США аудитория в возрасте от 12 до 24 лет уменьшилась на 15% за первые девять месяцев 2014 по сравнению с предыдущим годом.

Представительницы женского пола лишь пополнили копилку таких кинокартин, как «Малифисента», «Виноваты звезды» и «Люси». Но студии в целом остаются сфокусированными на напичканных тестестероном экшн-фильмах, потому что именно последние популярны на растущих кинорынках зарубежных стран.

Ведущий аналитик «Rentrak» Пол Дергарбедиан заявил, что именно серия неудачных проектов привела к «неурожайному» году.

«Студиям и владельцам кинотеатров просто не везет. К тому же добавляется много мелких факторов», - объясняет он.

Как и не хватает важных факторов. Рождество, к примеру, является одним из самых горячих сезонов в Голливуде. Но кинокомпании беспокоятся, что определенная часть аудитории останется дома в связи с недавними террористическими угрозами в адрес кинотеатров.


На прошлой неделе хакеры угрожали применением насилия против любого кинотеатра, который покажет картину «Интервью» - $44-миллионую комедию компании «Sony», повествующую об убийстве северо-корейского лидера Ким Чен Ына. И когда огромное количество кинотеатров в стране отказались показывать фильм, Sony пришлось отменить все выходы. По крайней мере, пока.


В США продажи билетов на выходных показали студиям смешанные результаты о доверии аудитории.

Кинокартина «Хоббит: Битва пяти воинств» от компаний «Warner Bros.» и «Metro-Goldwyn-Mayer» собрала $56.2 млн за первый уикенд. Таким образом, со дня показа до первого уикенда картина собрала в прокате $90.6 млн. Небольшое улучшение по сравнению со второй частью, вышедшей в прошлом году.

Но вот выход фильмов «Ночь в музее: Секрет гробницы» и «Энни» сопровождался посредственными результатами. А продажи билетов на выходных упали на 6% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

«Со Дня Благодарения в ноябре рынок развивается довольно медленно», - заявил Крис Аронсон, президент по внутреннему прокату компании «20th Century Fox».

Вот у «20th Century Fox», кстати, год был удачнее чем у его конкурентов. Согласно данным «Box Office Mojo» благодаря таким хитам как «Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Планета обезьян: Революция» и «Исчезнувшая», к концу 2014 компания станет первой в Голливуде по внутренней доле рынка.

В этом году кинокартиной №1 в США и Канаде стал фильм «Стражи Галактики» (совместный проект Disney и Marvel), собравший в $332.6 млн в этих странах и $772.2 млн – в мире. На втором месте стоят «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» компании «Lionsgate». Во внутреннем прокате картина собрала $289.2 млн (и ($639.7 млн в мире).

Еще один совместный проект компаний Disney и Marvel - «Первая мститель: Другая война» - занял третье место, собрав $259.8 млн в США и $714.1 млн глобально. Самым крупным проектом в мировом масштабе стал фильм «Трансформеры: Эпоха истребления»: объем продаж которого достиг $1.1 млрд.

Меньших результатов достигла компания Sony, у которой был трудный год. Даже до атаки со стороны хакеров и несмотря на успех таких проектов, как «Мачо и Ботан 2» и «Небеса реальны». А доходы компании «Warner Bros.», бывшей до недавнего времени сильнейшей кинокомпанией в Голливуде, резко упали из-за серии неудач с такими крупными проектами, как «Лего.Фильм» и «Проклятие Аннабель».

Руководство киностудии и кинотеатров связывают уменьшение продаж в первую очередь с переносом выхода нескольких потенциальных блокбастеров. Релиз седьмой части «Форсажа» был перенесен в связи со смертью одного из ведущих актеров. Компания «Warner» перенесла показ фильма «Восхождение Юпитер». А Pixar впервые за девять лет вообще отказалась от выхода, и картина «Добропорядочный динозавр» была отправлена на доработку.

«Мы лишились выхода пары хороших кинокартин. И это сказывается», - заявил Жерардо Лопес, президент сети кинотеатров «AMC Theaters».


Каждый раз, когда происходит падения продаж, Голливуд тут же начинает говорить о цикличности. Дескать, подождите следующего года – следующий год будет самым лучшим.


В случае с 2015 возможно, так и будет. В следующем году ожидается выход таких кино-монстров, как «Звездные войны. Эпизод VII: Пробуждение Силы», «Мир Юрского периода», «Форсаж 7», «Мстители: Эра Эльтрона», «Пятьдесят оттенков серого», «007: Спектр» и анимационных картин «Миньоны» и «Головоломка» студии Pixar.

«Северная Америка должна в следующем году преодолеть отметку в $11 миллиардов», - заявил Лопес. «И это не так уж трудно, учитывая выход крупных проектов. Мы сможем достигнуть поставленной задачи. Даже несмотря на то, что на данный момент пока что отстаем».

The New York Times

Перевод Нины Кузнецовой

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые